Введение
Глава I. Авторское право в системе интеллектуальной собственности
1.1.Понятие и виды интеллектуальной собственности
1.2. Понятие авторского права и история его возникновения
1.3. Юридическая природа авторского права
Глава II. Объекты авторского права, виды субъективных авторских прав
2.1. Объекты авторского права
2.2. Субъективные авторские права
Глава III. Защита авторских прав
3.1. Средства, применяемые при защите нарушенного права
3.2. Государственная политика в области охраны авторских прав в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Результаты интеллектуальной деятельности всегда определяли облик общества. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и искусство могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.
Российские и зарубежные правообладатели сталкиваются с рядом глобальных проблем, основной из которых является широкомасштабная деятельность в области незаконного использования авторских прав, получившая название "пиратство". Данное явление является международной проблемой и все страны, в том числе и Российская Федерация, принимают меры по пресечению подобной практики. Однако, несмотря на те положительные моменты, заключающиеся в приведении внутреннего российского законодательства в соответствие с нормами международного права в области авторских прав, Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по объемам выпускаемой пиратской продукции.
Современный этап развития экономических отношений характеризуется все более растущей значимостью интеллектуальных продуктов, в том числе и объектов авторского права.
Уровень экономики предъявляет высокие требования к правовому механизму, при помощи которого осуществляется регулирование данной сферы. В частности, одним из проявлений данной тенденции является возникшая зависимость политической возможности интеграции России в международное экономическое сообщество от соответствия принятым стандартам правовой защищенности интеллектуальной собственности.
Другой аспект социальной значимости данной проблематики связан с увеличением в последние десятилетия в общественном сознании ценности личности и индивидуального творчества как продукта ее самовыражения, что также ведет к появлению потребности в правовой регламентации данных общественных отношений.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере осуществления и защиты авторских прав в РФ.
Предмет исследования – проблемы осуществления и защиты авторских прав в РФ.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности осуществления и защиты авторских прав в РФ.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть авторское право в системе интеллектуальной собственности; 2) изучить объекты авторского права и виды субъективных авторских прав; 3) проанализировать особенности защиты авторских прав.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Авторское право в системе интеллектуальной собственности
1.1.Понятие и виды интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности в различных научных трудах дается неодинаково, однако, так или иначе по своей сущности все подходы отражают смысл интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом. В действующем ГК РФ дано определение понятия интеллектуальной собственности, которое формулируется как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг[1].
Термин "интеллектуальная собственность" пришел в российскую правовую литературу из французского права и широкое международное признание получил в связи с разработкой и принятием "Конвенции ВОИС".
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), подписанная в Стокгольме в 1967 году, предусматривает: "интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
1) литературным, художественным и научным произведениям;
2) исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
3) изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
4) научным открытиям;
5) промышленным образцам;
6) товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
7) защита против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, касающиеся интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях."
Права на интеллектуальную собственность имеют ограниченный территориальный характер и относятся к категории исключительных прав. Ограниченность действия прав интеллектуальной собственности не является экстраординарной, однако, как известно, ряд положений, относящихся к праву собственности вообще носят экстерриториальный характер. Интеллектуальная собственность ограничена как во времени, так и в пространстве: она действует лишь в течении определенного срока и имеет строго территориальный характер.
"Исключительность" проявляется не только в персонификации права с его владельцем, но еще и в том, что владельцу прав на интеллектуальную собственность противостоит любое лицо и все общество. Иными словами, исключительное право означает, что только сам правообладатель может использовать принадлежащий ему объект. Все другие лица не вправе этого делать, они могут осуществлять использование лишь с разрешения правообладателя, иначе их действия неправомерны. Такое разрешение выдается, как правило, путем заключения договора, предусматривающего выдачу лицензии, притом на условиях выплаты вознаграждения. Исключительность заключается еще и в том, что правам на объекты интеллектуальной собственности противостоит обязанность всех и каждого уважать эти права на той территории, где действует соответствующий закон[2].
Интеллектуальная собственность традиционно подразделяется на промышленную собственность и на произведения, охраняемые авторским правом.
Промышленная собственность - это вид интеллектуальной собственности, и, таким образом, к ее объектам относятся творения человеческого разума. Типичными объектами этого вида собственности являются изобретения - новые решения технических задач и промышленные образцы как дизайнерские решения, определяющие внешний вид промышленных продуктов. Кроме того, промышленная собственность включает товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения, в том числе указания на источник происхождения и наименования места происхождения, и защиту от недобросовестной конкуренции. Здесь продукты умственной деятельности хотя и присутствуют, но они менее заметны, однако при этом учитывается, что такие объекты промышленной собственности обычно представляют собой знаки, передающие информацию потребителям, в частности, информацию о предлагаемых на рынке продуктах и услугах, и что защита направлена против неправомочного использования этих знаков, которое может вводить в заблуждение потребителей, а равно и общество в целом.
В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (Стокгольмский акт 1967 года) в качестве объекта охраны промышленной собственности упоминается патент на изобретение, а не запатентованное изобретение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в юридической литературе большинства стран запатентованное изобретение часто отождествляется с патентом. Слово "патент" в некоторых языках используется в двух значениях. Одно из них относится к документу, который называется патентом или патентной грамотой, другое - к защите, предоставляемой патентом. Особенность изобретения, как объекта, порождает определенные юридические категории, которые в авторском праве не нужны, такие, как приоритет, новизна[3].
По законодательству большинства стран, чтобы изобретение было патентоспособным, оно должно быть новым, содержать определенный уровень изобретательского творчества и быть применимым в производстве. Кроме того, законодательство ряда стран исключает часть специфических видов изобретений из числа тех, что могут быть запатентованы, например изобретения, касающиеся веществ, получаемых путем ядерного превращения. Таким образом, изобретения, не отвечающие данным требованиям, являются непатентоспособными.
Еще один объект промышленной собственности это - упомянутые в Парижской конвенции полезные модели. Полезная модель - это новое техническое решение внутреннего устройства или конструкции промышленного изделия. Данное понятие используется в законодательстве ряда стран, таких как ФРГ, Япония, КНР. В российском законодательстве к полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а так же их составных частей[4].
Полезные модели отличаются от изобретений, на которые можно получить патент, главным образом двумя аспектами:
во-первых, для признания устройства полезной моделью не требуется высокий уровень изобретательского творчества (уровень изобретения). В качестве полезных моделей охраняются не любые технические решения, а лишь те, которые относятся к типу устройств, т.е. конструкторскому выполнению средств производства и предметов потребления;
во-вторых, максимальный срок охраны, предусмотренный по закону о полезной модели, обычно гораздо короче, чем срок охраны, предусмотренный для изобретений. Так, в Италии-4 года, ФРГ-6 лет, Япония-10 лет, РФ-5лет. Документ, выдаваемый на полезную модель, тоже может быть назван, а в некоторых странах и называется, патент, но при этом, чтобы отличать его от патента, указывают, что это патент на полезную модель.
Рассмотрим также такой объект промышленной собственности, как товарный знак. В условиях массового выпуска однородных товаров товарный знак является средством борьбы за потребителей, облегчает определенную монополизацию рынка соответствующего товара, услуг, способствует поддержанию относительно стабильных цен. Товарный знак - символ, который, кроме того, указывает, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары или услуги. Товарные знаки могут быть самые разнообразные.