Курсовая работа|Конституционное право

Правовой статус политических партий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 36

Введение

Глава I. Генезис российских партий в условиях формирования политического пространства

1.1. Партии в системе политической власти России

1.2. Становление современных российских партий: характерные черты и особенности

Глава II. Место политических партий в региональной политике

2.1. Сущность региональной политики

2.2.Партии в структуре регионального политического пространства

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования. Важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.

Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки. На современном этапе развития Российской Федерации данные проблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влиянием проводимых в стране преобразований, сопровождающихся углублением экономического кризиса, уровень эффективности осуществления связи между государством и обществом политическими партиями остается удручающе низким. Во время экономического кризиса политические партии должны максимально точно представлять перед государством интересы той группы общества, выразителями стремлений которой они являются, а также доводить до своих сторонников смысл проводимых экономических реформ.

Особое значение данная проблема приобретает с точки зрения осуществления правового регулирования положения политических партий. Данное правовое регулирование должно не только решать задачи развития партийной системы, поставленные государством, но и учитывать особенности статуса партий, которые являются общественными объединениями, и в этом качестве, свободны выбирать методы своей деятельности в соответствии с уставными целями. В Российской Федерации правовое регулирование также должно быть направлено на формирование партий как таковых, поскольку российская практика пошла по пути создания большого количества политических движений, практически игнорируя такую форму политического участия как партии. Те партии, которые все же действуют в настоящее время, характеризуются организационной слабостью и элитностью интересов, которые они представляют.

Объектом работы является правовой статус политических партий в Российской Федерации.

Предметом настоящего исследования являются основные понятия и институты, характеризующие правовой статус политических партий в Российской Федерации.

Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности правового статуса политических партий в РФ.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть сущность партий в системе политической власти России; 2) изучить становление современных российских партий: характерные черты и особенности; 3) охарактеризовать правовое регулирование деятельности политических партий; 4) проанализировать место политических партий в региональной политике.

Указанные цель и задачи обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы 

  

Глава I. Генезис российских партий в условиях формирования политического пространства

  • Партии в системе политической власти России

Политические партии играют важнейшую роль в общественно-полити­ческой и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов современных политических систем национальных сообществ. С их деятельностью связано решение вопроса о политической власти - ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации[1].

Как политический институт, партия является звеном вертикальной связи государства и народа, его составляющим элементом, опосредующим все фазы политического процесса: от артикуляции групповых интересов до принятия и осуществления решений. В то же время партии в демократических системах представляют сложную сеть горизонтальных связей самого гражданского общества, способствуют рационализации и интенсификации механизмов саморегуляции и саморазвития. Деятельность партий тем самым предстает как важнейший механизм распределения и перераспределения властных ресурсов, как в государстве, так и в обществе.

Партия - это тип политического института, групповое объединение, обладающее формальной, организационной структурой, осуществляющее специализированную функцию борьбы за официальный контроль над механизмом государственной власти и управления, объединенное характерной идеологической доктриной, претендующей на выражение общенациональных интересов, наделенное правовым статусом и включенное в избирательный процесс.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Максимально абстрактное определение политической партии -  организация, борющаяся за власть[2]. Попытка конкретизировать это определение приводит к следующим выводам.

Во-первых, партия не инкорпорируется непосредственно в систему государственной власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства. Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений.

Во-вторых, партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей. Это выводит за рамки понятия «партия» организации клубно-сектантского типа.

В-третьих, интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Наконец, в-четвертых, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строго оговоренное разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы. Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» выводятся многочисленные карликовые организации, претендующие на активное участие в политической жизни, но не могущие реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.

В XXI век российская многопартийность вступила в совершенно новых политических условиях. Одним из важнейших фактов, воздействующих на функционирование многопартийности в России, является принятие 21 июня 2001 года Федерального Закона «О политических партиях»[3].

Указанный Закон является, безусловно, одним из основных элементов формирующейся новой конституционно-правовой и политической системы России. Тот факт, что этот важнейший Закон откладывался столь длительное время и был принят именно сейчас, объясняется стремлением правящей элиты максимально использовать ситуацию, сложившуюся после парламентских выборов 1999 года и президентских выборов 2000 года, обеспечивших парламентское большинство Президента и гарантирующих одобрение его законодательных проектов. Закон вписывается в систему законодательных инициатив, направленных на серьезное изменение политической системы, включая новую трактовку российского федерализма и парламентаризма, модели разделения властей, функционирования судебных и административных институтов государства. В то же время данная инициатива носит превентивный характер, обеспечивая достаточно сильные позиции формирующейся партии власти («Единая Россия») в перспективе предстоящих парламентских выборов и принятия ряда важнейших законов.

Данный Закон способствует стабилизации политического процесса и направлен на консолидацию центристских и прагматических сил всех партий безотносительно к их традиционным идеологиям.

Политические партии являются особым элементом гражданского общества, отличаясь от иных общественных объединений граждан. Будучи обусловлены гражданским обществом, они становятся затем посредником между обществом и государством. Политические партии выходят за рамки гражданского общества и претендуют на участие в осуществлении государственной власти.

Раскрытию понятия политической партии и дальнейшему переходу к характеристике ее административно-правового статуса в значительной мере может способствовать анализ легитимного определения этого понятия.

Согласно п. 1. ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» (далее - Закон о партиях) «политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Под признаками политической партии понимаются такие внутренние присущие ей свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе -достаточны для того, чтобы партия могла признаваться полноправным субъектом правовых отношений. Таким образом, исходя из дефиниции политической партии, данной российским законодательством, можно выделить следующие две группы признаков:

-общие признаки политической партии;

-специальные признаки политической партии.

Общие признаки - это признаки политической партии как общественного объединения, поскольку ч.1 ст.3 Закона о партиях относит партии к одному из видов таких объединений, т.е. признаки, которые присущи как общественным объединениям в целом, так и политическим партиям в частности. В качестве общих признаков политической партии, характеризующих ее как субъект административного права, можно признать следующие:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.04.2012) "О политических партиях"//Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  3. Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации. М., 2009.
  4. Быстренко В.И. История политических партий России: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2008.
  5. Дюверже М. Политические партии М. : Академический проект,2000.
  6. Завгородний М.А. Политические партии как субъекты административного права. М., 2011.
  7. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем. — М., 2008.
  8. Костюков A.B. Политическое управление в региональном контексте. Дис. .кандидата политических наук : 23.00.02.-СП6.: 2001.
  9. Курочкин, А. В. Политические партии и движения в современной Российской государственности: политико-правовое исследование. - Казань,2003.
  10. Курочкин А.В. Политическая партия: политико-правовая природа, сущность, функции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти; ВУиТ, 2008. Вып. 48.
  11. Лисянская Е.О. Российские партии как институциональный фактор развития регионального политического процесса. М., 2010.
  12. Лобанова И.В. Становление многопартийности в России // Государство и право. - 2005. - N 8. - С.3-14.
  13. Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий: (обзор идей и концепций) / Ю. К. Малов. М.: Русский мир, 2005.
  14. Сологуб С.Ф. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в Российской Федерации. М., 2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 36 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус НСО
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 27 стр.
Курсовая Конституционный статус Правительства РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 21 стр.
Курсовая Конституционный статус личности в России
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2018 год 35 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус президента
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2018 год 31 стр.
Курсовая Правовой статус Новосибирской области

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское