Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.
Роль и значение данного института резко возрастает в экстремальных ситуациях. Так, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищение людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.
Актуальность изучения данного института так же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.
В случае объявления гражданина умершим становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине на месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Таким образом, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим играет большую роль в гражданских правоотношениях и исследуемая тема актуальна и интересна для рассмотрения.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе признания гражданина пропавшим без вести и объявление гражданина умершим.
Предмет исследования - признание гражданина пропавшим без вести и объявление гражданина умершим.
Цель настоящей работы – проанализировать сущность и специфические особенности процедуры признания гражданина пропавшим без вести и объявление гражданина умершим.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) дать общую характеристику безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права; 2) изучить деятельность правоохранительных органов по безвестному отсутствию и признанию гражданина умершим; 3) рассмотреть деятельность судебных органов по безвестному отсутствию и признанию гражданина умершим.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права
- История института безвестного отсутствия
Безвестное отсутствие - факт длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, установленный в судебном порядке.
В рамках данной главы представляется целесообразным охарактеризовать историю института безвестного отсутствия. В юридической литературе широко распространено мнение о том, что, корни института безвестного отсутствия находятся в средневековом праве Западной Европы, а в античном праве, в частности в римском, об этом правовом явлении не упоминается[1].
Вавилонское государство имело характер военной рабовладельческой деспотии с общей государственной собственностью на землю и рабов, которые давались в пользование на условии несения государственной военной службы, Воин, пропавший без вести, терял право на свое имущество (дом, участок, рабов), так как с его безвестным отсутствием это главное условие нарушалось. Однако закон по-разному подходил к последствиям безвестного отсутствия в зависимости от его причины. Например, безвестное отсутствие вследствие захвата воина в плен влекло потерю для него права на пользование имуществом, однако это право предоставлялось его сыну в том случае, если он мог заменить отца на военной службе. Если же сын по малолетству еще не мог нести службы своего отца, то его матери выделялась 1/3 имущества на воспитание сына. Если безвестно отсутствующий возвращался из плена, то его права на имущество восстанавливались.
Иначе обстояло дело, если безвестное отсутствие было связано с государственной службой, но происходило не по причине пленения. В этом случае безвестно отсутствующий терял право на пользование имуществом, и оно передавалось другому в условное владение. Если безвестное отсутствие длилось три года, то прежний владелец терял право на возврат имущества. Если такое отсутствие длилось лишь один год, то условный владелец должен был возвратить имущество вернувшемуся. О том, что происходило в тех случаях, когда безвестное отсутствие длилось больше года, но менее трех лет, закон ничего не говорил.
Из последствий безвестного отсутствия в брачных отношениях следует в первую очередь отметить неупоминание какого-либо срока, после которого наступали эти последствия. Наступление последствий, то есть разрешение жене отсутствующего вступить в другой брак, зависело не от продолжительности отсутствия, а от наличия средств существования. Если в доме были средства существования, а жена безвестно отсутствующего, тем не менее, вступала в другой брак, то она признавалась преступницей и предавалась смерти (ее должны были бросить в воду). Если же средств существования не было, она имела право вступить в другой брак. В случае возвращения из плена прежнего мужа она должка вернуться к нему, а дети второго мужа оставались у него.
В случае безвестного отсутствия не по причине пленения, а по своей воле жена имела право уйти к другому и не обязана была возвращаться к первому мужу даже при его возвращении, так как он «пренебрег своей местностью, и убежал».
В римском праве, несмотря на детально разработанные нормы гражданского права, не содержится сведений об институте безвестного отсутствия. Лишь первоначальным «зародышем» его можно считать установление опеки над имуществом отсутствующего, так называемую cura bonorum absentis[2].
Это объясняется тем, что заинтересованные лица могли там представлять любые доказательства, подтверждающие, по их мнению, смерть исчезнувшего лица. А суд, уже исходя из фактов, из обстановки, на основе свободной оценки доказательств решал, признать или не признать отсутствующее лицо умершим.
Появление института безвестного отсутствия многие ученые связывают с переходом от состязательного процесса к процессу инквизиционному, от свободной оценки доказательств судом к теории формальных доказательств. Эта точка зрения подтверждается тем, что в романской правовой литературе XIV - XVI веков обсуждался вопрос о том, какие доказательства нужны для установления факта смерти лица, достаточно ли для этого свидетеля, какое значение имеют слухи т. д[3].
Русское право этого периода еще не знало института безвестного отсутствия, но, находясь под влиянием византийского права, переняло от него принцип расторжения брака в случае отсутствия мужа, расширило его применение, распространение не только на случай отсутствия по причине пленения, но и на всякое другое отсутствие. Кроме того, на Руси впервые этот принцип стал применяться не только к отсутствию мужа, но и жены. В русском праве, очевидно, имела место презумпция смерти лица, потому что расторжение брака не оформлялось разводом, а просто оставшийся супруг получал возможность вступить в новый брак так же, как и в случае действительной смерти другого супруга. И только если отсутствовавший супруг возвращался, оформлялся развод одного из браков (чаще первого).
Средневековая итальянская юриспруденция впервые прибегнула к презумпции (предположению) смерти безвестно отсутствующего лица в момент достижения им определенного возраста (100 лет) и попыталась внести ясность в вопрос о судьбе правоотношений личных и имущественных, в которых находился безвестно отсутствующий с другими гражданами. Такой способ ликвидации неопределенности получил название саксонской.
Пути разрешения правовой неопределенности стремительно развивались и во Франции, где основанием презумпции являлась длительность отсутствия: таким предельным сроком отсутствия (если нет никаких сведений об отсутствующем), делающим вероятным, что отсутствующий больше не объявится, считался 10-летний срок (силезская система).
В дореволюционном русском праве, до Устава гражданского судопроизводства 1864 г., смешивались гражданско-правовая, уголовно-правовая и административно-правовая точки зрения: отлучка без паспорта рассматривалась как безвестное отсутствие и, вместе с тем, побег; последствия отсутствия менялись в зависимости от сословной принадлежности отсутствующего лица, от характера вопроса, требовавшего разрешения (например, ведется речь о семейном праве или об имущественном), от принадлежности отсутствующего к военной службе и т. п.
Устав гражданского судопроизводства 1864 г. воспринял систему, близкую к французскому праву, не знающему объявления лица умершим. При этом, поскольку вопрос был регламентирован процессуальным законодательством, материально-правовая сторона была разработана слабо.
Судебный порядок рассмотрения дела гарантирует ограждение интересов отсутствующих лиц в большей степени, чем нотариальный порядок. Поэтому следует признать, что дела о безвестном отсутствии в процессе развития и становления были обоснованно отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
В современном законодательстве согласно ст. 42 ГК РФ[4], гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
Согласно ст. 43 ГК РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.
Согласно ст. 44 ГК РФ, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.