Введение
1.Становление и развитие избирательного процесса в Российском государстве
- Понятие и виды избирательных систем
- Политические партии в политической системе государства
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Политология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2012 | Страниц: 25
Введение
1.Становление и развитие избирательного процесса в Российском государстве
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена повышением роли избирательных прав граждан в процессе реформирования органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Будучи фундаментальной основой правовой системы, Конституция Российской Федерации закрепила демократически организационную систему власти, стабилизировала соответствующие социально-экономические и политико-правовые процессы, конституировала федеративное государство и его институты в новом их качестве, стала юридической базой дальнейшего проведения демократических реформ, включая конституционно-правовую.
Одним из приоритетных направлений осуществления государственно-правовой реформы является совершенствование избирательного права и избирательной системы. Конституция Российской Федерации ввела свободные выборы как важный институт демократии.
Гарантиями свободы выборов являются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления, а также охрану, защиту интересов и избирательных прав граждан, избирательных объединений и блоков.
Несовершенство же избирательного законодательства, его несоответствие международным избирательным стандартам вызывает целый ряд негативных социальных явлений, препятствующих построению в России полноценного правового государства, нормальному функционированию институтов гражданского общества.
Устранение выявленных недостатков позволило бы повысить эффективность выборных процедур, способствовало бы повышению активности избирателей, значительная, а в некоторых регионах и большая часть которых не желает голосовать.
Эти факторы обусловили целый ряд проблемных моментов в выборном институте России: и концептуальных, и технических, исследование которых актуально всегда.
При этом проведение избирательной реформы в Российской Федерации должно строится с учетом общих тенденций развития гражданского общества и формирования правового государства.
Проблематике теории и практики избирательного права и процесса, избирательных технологий, посвящены исследования таких известных ученых, как С.А. Авакьян, Ю.В. Веденеев, А.А. Вешняков, С.Н. Бондарь, В.Я. Гельман, В.И. Васильев, И.Г. Алехичева, А.В. Зиновьев, А.В. Иванченко, С.Д. Князев, В.В. Маклаков, М.С. Матейкович, В.И. Наумов, А.Е. Постников, В.В. Полуэтков, Г.Г. Почепцов, М.Г. Анохин, С.В. Устименко, З.М. Зотова, А. П. Мясников, известны работы зарубежных исследователей, таких как: С. Блэкк, Д.Д. Ламберт, К. Боунд, Г. Майер, П. Лазерфельд, А. Кэмбелл, К. Дойч, Г. Алмонд, Э. Дауне, Г. Товерон, Д. Линдон и др.
Известны своими классическими трудами, где изложены базовые принципы и закономерности партийных систем ученые М. Дюверже, Р. Арон, А. Лейпхарт и др.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности избирательной системы и избирательного права в РФ.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить теоретические вопросы сущности избирательной системы; 2) дать общую характеристику сущности избирательного процесса в РФ.
Рассмотрим становление и развитие избирательного процесса в Российском государстве, начиная с периода завершения его централизации и до революционных преобразований 1917 г..
Несомненным прогрессивным элементом Земской реформы Ивана IV было внедрение выборного начала во все сферы управления. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, сбор налогов. Решение же ими местных проблем считалось второстепенным делом.
В 1708 г. Петр I издает указ о выборности ландратов, но он остался реформой лишь на бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему[1].
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце XVIII в. при Екатерине П. Эта реформа оставила гораздо более глубокий след как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений. Екатерина II издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Выборы депутатов проходили по сословному принципу с дачей наказа, где высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом этого стало появление наиболее значительных до второй половины ХГХ в. законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждения о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое положение, 1785 г.). Империя в соответствии с Учреждениями делилась на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие - уезды. Дворянство было признано местным обществом - корпорацией в пределах губернии. В Городовом положении устанавливается также собрание градского общества, на котором могли присутствовать все его члены. В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем и в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых городовых старост.
Несмотря на это, значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра, при отдельных попытках вызвать общество к проявлению самодеятельности, в основном сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины II были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления.
Анализируя стадии избирательного процесса XVIII-XIX вв., следует отметить, что стадия составления избирательных списков является наиболее сложно организованной. В избирательном законодательстве данного периода фигурирует упоминание о нескольких видах избирательных списков. То есть для производства выборов требовалось составление достаточно большого количества списков лиц, имеющих права на участие в выборах в том или ином качестве. Со временем избирательные списки сокращались. Так, например, если в 1808 г. при выборах в г. Екатеринбурге в списке для баллотирования при выборах городского головы значилось более 50 человек, то в 1824 г. их было всего четыре, а в 1829 г. - только два кандидата[2].
Выборы по Городовому положению 1864 г. производились раздельно: от первых двух курий (землевладельцев всех сословий и горожан - собственников недвижимого имущества в городе) проводились на съездах их представителей.
Наиболее прогрессивная реформа городского самоуправления была предложена Александром П (Городовое положение 1870 г.). В избирательные списки включшшсь лица независимо от сословия.
Правовой основой первых в истории Российского государства парламентских выборов стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное в 1905 г. Высочайшим императорским указом. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» заложил идею частичного изменения содержания избирательного процесса, которая была реализована в Высочайшем указе Правительствующему сенату «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу». Избирательное законодательство Российской Империи включало в свой состав и значительное число подзаконных актов, исходивших из так называемого Особого делопроизводства по выборам в Государственную Думу, образованного в составе Министерства внутренних дел. Разработанные им акты вносились в Совет министров, который затем представлял их на утверждение императора.
Следует заметить, что в начале XX в. куриальная избирательная система действовала во многих развитых государствах Европы, в том числе и в России. По Положению о выборах от 3 июня 1907 г. формировались следующие избирательные съезды: землевладельцев, первый и второй съезды городских избирателей, съезд уполномоченных от волостей, в южных губерниях и областях создавались съезды уполномоченных от станиц, а в промышленно развитых - съезды уполномоченных от рабочих (несмотря на численный рост в начале XX в. промышленного пролетариата, съезд уполномоченных от рабочих во всех случаях созывался один на всю губернию).
Таким образом, куриальная избирательная система являлась частью широкомасштабной реформы государственного устройства страны, в ней в ходе формирования наиболее надежной для российского политического режима курии землевладельцев сохранялась историческая преемственность прежнего феодально-патриархального режима.
Легализация деятельности политических партий позволила им перейти к иным методам и формам деятельности, прежде всего к участию в формировании выборных органов государственной власти. Результат не замедлил сказаться. В I Государственной Думе число беспартийных депутатов составило менее 22%. Из 478 депутатов 179 (37,4%) представляли партию кадетов, 97 (20,3%) - трудовиков, 63 (13%) - автономистов, 18 (3,7%) - социал-демократов и 16 (3,3%) - октябристов.
Партийный состав II Государственной Думы был следующим: из 490 мест левые (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и трудовики) занимали 180 мест (36,8%), либералы во главе с кадетами - 156 мест (31,8%), правые (черносотенцы и октябристы) - 97 мест (19,8%), так называемые прогрессисты - 35 мест (7,1 %) и беспартийные - 22 места (4,5%)
В III Государственной Думе из 442 мест октябристам и примыкавшим к ним досталось 155 мест (35%), умеренно правым - 70 (15,8%), кадетам - 54 (12,2%), крайне правым - 50 (11,3%), прогрессистам и мирнообновленцам - 28 (6,3%), националистам - 26 (5,9%), социал-демократам - 20 (4,7%), польскому коло - 18 (4%), трудовикам - 13 (2,9%) и мусульманской группе -8(1,8%).
Из 422 мест в Г/ Государственной Думе националисты и умеренно правые получили 120 мест (27,1% против 21,7% в III Государственной Думе), октябристы - 98 (22% против 35%), правые - 65 (14,7% против 11,3%), кадеты - 59 (13,3% против 12,2%), прогрессисты - 48 (11,4% против 6,3%), национальные группы -41 (4,7% против 5,8%), социал-демократы - 14 (3,2% против 4,7%), трудовики -10 (2,3% против 2,9%) и беспартийные - 7 (1,6% против 0%).
Сравнение этих цифр позволяет сделать вывод, что чем более демократичный избирательный закон действовал в России в рассматриваемый исторический период, тем более левой по своему партийному составу оказывалась Государственная Дума. Оценивая же в целом российское избирательное законодательство 1906-1917 гг., следует учитывать что, несмотря на сохранение традиций земского и даже более древних периодов российской истории, избирательное законодательство рассматриваемого периода имело одну важнейшую новеллу: оно сочетало в себе элементы многопартийности - это был первый шаг на пути к пропорциональной избирательной системе.
Проект Конституции Российской Империи, разработанный Особой комиссией, представлял собой не единый акт, а набор из нескольких проектов. Особый интерес вызывают такие акты, как проект закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании и тезисы по вопросу о верхней палате.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!