ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления кредиторской задолженностью
1.1 Понятие, классификация кредиторской задолженности
1.2 Правовое регулирование управления кредиторской задолженности
1.3 Политика управления кредиторской задолженностью
2 Организационно – экономическая характеристика ООО «Золотой колос»
2.1 Организационно – правовая характеристика
2.2 Обеспеченность предприятия ресурсами и эффективность их использования
3 Управление кредиторской задолженностью в ООО «Золотой Колос»
3.1 Политика управления задолженностью на предприятии
3.2 Оценка состава, структуры и динамики задолженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Политика управления кредиторской задолженностью это часть общей финансовой стратегии любого предприятия, заключающейся в эффективности их управления.
В условиях рыночных отношений, когда в полной мере реализуются принципы самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей деятельности, возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться успеха на рынке, расширения производственно-хозяйственной деятельности и социального развития коллектива.
Управление расчетами - это часть общей политики предприятия, которая включает в себя управление кредиторской задолженностью, выбор условий реализации продукции и инкассации задолженности заказчиков, выработку политики произведения платежей и движения денежных средств, урегулирование задолженности перед бюджетом и персоналом для достижения необходимого уровня финансовой устойчивости предприятия.
В основе эффективного управления кредиторской задолженностью лежит принятие решений относительно учета задолженности на отчетную дату, анализа причин снижения ликвидности задолженности, разработки оптимальной финансовой политики, управления текущим состоянием кредиторской задолженности.
Цель написания данной работы – дать оценку состояния кредиторской задолженности и предложить направления совершенствования управления ими в ООО Золотой колос.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были сформулированы для решения следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления кредиторской задолженностью;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- рассмотреть управление кредиторской задолженностью на предприятии, провести анализ кредиторской задолженности на предприятии;
- предложить мероприятия по совершенствованию для повышения эффективности управления кредиторской задолженностью;
- обобщить результаты исследования.
Период исследования 2016-2019 годы.
Объектом исследования в работе является общество с ограниченной ответственностью Золотой колос.
При написании работы использованы общенаучные (диалектические, абстрактно – логические, дедукция, индукция, анализ и синтез), экономико-статистические (сравнение, сводка, группировка, абсолютные и относительные величины) и монографические методы.
В качестве теоретической, методической, информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты. Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО Золотой колос.
1 Теоретические основы управления кредиторской задолженностью
1.1 Понятие, классификация кредиторской задолженности
Формирование финансовой политики предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности может носить многоуровневый характер.
Каждая организация в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями, банками, со своими работниками, прочими дебиторами.
В рамках политики управления кредиторской задолженностью предприятия разрабатывается политика управления ими.
Соответственно, дебиторской задолженностью считается сумма долгов, причитающаяся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами; кредиторской задолженностью - задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.
И дебиторская, и кредиторская задолженность в бухгалтерском учете всегда возникает как следствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами: кредиторская - у должника, дебиторская - у кредитора (этот неочевидный факт часто вызывает вопросы не только у студентов, обучающихся на экономических специальностях, но и у работающих бухгалтеров).
В практике банковской деятельности кредиторской задолженностью (или расчетами с дебиторами и кредиторами) обычно называют все виды активов и пассивов баланса, которые не имеют другого определения (наименования).
Как дебиторская, так и кредиторская задолженность, будучи объектом бухгалтерского учета, всегда оценивается в денежных единицах. Отдельные виды кредиторской задолженности имеют свои особенности в части отражения их в бухгалтерском и налоговом учете, которые будут рассмотрены в следующих статьях данного цикла. Пока же отметим, что некорректное отражение операций на счетах ли кредиторской задолженности зачастую рассматривается контролирующими органами как попытки замасНижний Новгородать какие-либо сомнительные или незаконные сделки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Управление кредиторской задолженностью является одной из задач финансового менеджмента. Особый интерес при этом представляет проблема списания невостребованной кредиторской и безнадежной дебиторской задолженности, в том числе налоговые аспекты этих операций [44].
Кредиторская задолженность - денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату соответствующим физическим или юридическим лицам.
Обычно кредиторскую задолженность составляют неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги.
Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, но и товарно-материальные ценности, например, в обязательствах по товарному кредиту. Как правовая категория кредиторская задолженность – особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества суть долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации - должника.
Просроченная, т.е. не погашенная в установленный срок, задолженность подразделяется, в свою очередь, на истребованную и неистребованную.
Истребованной считается задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд).
Задолженность называется неистребованной, если для ее возврата организация-кредитор не предприняла всех необходимых действий.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По обеспеченному залогом долговому обязательству кредитор имеет право получить в возмещение долга часть или полную стоимость заложенного имущества. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо.
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение им его долгового обязательства полностью или частично.
В силу банковской гарантии банк или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого физического лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом долгового обязательства денежную сумму по предъявлении бенефициаром требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии взимается плата. После окончания определенного в гарантии срока она теряет силу и прекращается.
Большинство расчетов между организациями производится в безналичном порядке - путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.
В Российской Федерации предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежное поручение, платежное требование, расчеты чеками, расчеты аккредитивами, расчеты инкассовыми поручениями.
Неденежные способы погашения задолженности встречаются реже и могут быть представлены в виде взаимозачетов, товарообменных операций (по договору мены), расчетов векселями. Вексель - это письменное долговое обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить конкретную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги.
Таким образом, основным способом погашения дебиторами своих обязательств является их исполнение. Именно в результате исполнения достигается цель, ради которой обязательство было установлено. Самая распространенная форма безналичных расчетов, которая используется дебиторами для погашения своей задолженности, - расчеты платежными поручениями [32].