В целом инфраструктура розничной торговли с характерным соотношением мелких, средних и крупных предприятий складывалась по мере развития конкуренции и научно-технического прогресса. И если на ранних стадиях развития товарного обращения преобладала тенденция специализации и обособления отдельных видов деятельности, то на более зрелых стадиях задачи максимизации прибыли обусловливают тенденции, связанные с концентрацией капитала и соответственно укрупнением предприятий.
При этом развитие современных информационных технологий и вычислительной техники позволило управлять предприятиями, находящимися в разных районах страны и на разных континентах, в режиме реального времени и создало предпосылки для эффективного управления такими структурами. В свою очередь такие возможности обусловили концентрацию все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и прибыли на торговых предприятиях, которые по масштабам своих операций не уступают гигантам промышленного производства.
В этом и заключается актуальность темы исследования.
Объектом исследования является Закрытое акционерное общество «Тандер» - сеть супермаркетов «Магнит».
Предметом исследования является информационные технологии в ЗАО «Тандер».
Целью работы является – изучение современных информационных технологий на примере ЗАО «Тандер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- изучить теоретические аспекты современных информационных технологий в организации;
- провести анализ современных информационных технологий на ЗАО «Тандер»;
- разработать рекомендации по совершенствованию информационных технологий в ЗАО «Тандер».
Современные информационные технологии рассматривались в научных трудах следующих авторов: Дзюба М.В., Михайлов П., Агафонов А.А., Граванова Ю., Южаков Д. и др.
Методами исследования являются анализ литературных источников, метод наблюдения, сбор и обработка информационных данных и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что мероприятия по совершенствованию информационных технологий могут быть применены в практической деятельности ЗАО «Тандер».
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Первая глава содержит теоретические аспекты современных информационных технологий в организации: .
Вторая глава включает краткую характеристику ЗАО «Тандер», анализ информационных технологий в торговом зале и в офисе.
В третьей главе содержатся мероприятия по совершенствованию информационных технологий и оценка их экономической эффективности.
-
Теоретические основы современных информационных технологий в организации
1.1 Понятие информационных технологий
По мере развития информационных технологий и проникновения их во все сферы современной жизни все чаще требуется дать ответ на вопрос: что такое ИТ. Казалось бы, ответ должен быть известен каждому, поскольку основы ИТ называют «информатикой» и начинают преподавать еще в младшей школе. Вопрос, действительно, несложный, и, возможно, именно этим и объясняется то разнообразие ответов на него, среди которых «согласья нет». Так, запрос «информационные технологии» в Яндексе выдает более 50 000 000 ссылок [7].
Но, к сожалению, большинство из них не вносит ясности в предметное понимание термина «информационные технологии». Например, согласно определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». Что проясняет эта формулировка?
Итак, информационные технологии – это комплекс мер по обеспечению поддержки бизнеса путем создания системы сбора, обработки, хранения и передачи потребителям требуемой информации.
Следует отметить, что речь идет о создании именно системы, т. е. комплекса взаимодействующих элементов, образующих целостное единство и направленных на достижение единого результата.
Таким образом, информационные технологии являются средством организации работы по обработке информации в интересах бизнеса.
1.2 Информационные технологии в бизнесе
Основа информационных технологий – выполнение каждым из элементов системы однозначной последовательности действий (алгоритма), позволяющих получить ожидаемый результат. При этом каждый элемент информационной системы должен представлять результат в такой форме, чтобы его можно было использовать в работе следующего элемента. Без этого невозможно представить получение стабильного предсказуемого результата этой системой в целом. Так, в информационной системе управления предприятием каждый шаг должен быть подчинен ясной цели – предоставление информации для аппарата управления или других ее потребителей, подготовка данных для следующего этапа обработки. Но сам процесс обработки информационных потоков должен быть тщательно продуман. Известен случай, когда компания выстраивала свою систему по частям, и в какой-то момент была допущена ошибка – не были должным образом согласованы входные параметры системы управления складом и параметры, вводимые в системе оперативного учета. Конечно, результат не был фатальным: сотрудники, работающие в системе управления складом, были вынуждены повторно вводить документы, обработанные на предыдущем этапе. Это приводило к потере времени и повторным ошибкам ввода [1, c. 67].
Важно обратить внимание на то, что понятие «информационная система» не является синонимом понятия «компьютерная система». Во все времена существовали предприятия, на которых применение единых подходов и стандартов на каждом уровне было обязательным. Например, Римская империя известна тем, что на всей ее территории действовали единые законы, государственные структуры. Без компьютеров это работало, конечно, медленно (письмо из средней Азии в Рим шло несколько месяцев), но надежно, о чем свидетельствует существование регулярной почты.
В наше время при реализации различных систем в большинстве случаев используются информационные технологии на базе компьютерных решений. Они позволяют наладить быструю и надежную связь между элементами системы, помогают системе функционировать быстрее и производительнее [8].
Уровень продаж компьютерной техники, программного обеспечения, программно-технических решений растет постоянно с короткими перерывами на масштабные экономические кризисы, которые в конечном счете нельзя считать существенным препятствием на пути развития ИТ-отрасли.
Рынок формируется в основном с учетом спроса компаний малого и среднего бизнеса. Их техническая оснащенность нередко находится на высоком уровне, они оперативно реагируют на изменения рыночной обстановки, подготовка персонала адекватна поставленным задачам. Но в силу небольших масштабов они зачастую не могут позволить себе иметь собственные обеспечивающие службы, к которым можно отнести ИТ-подразделения.
Малому бизнесу часто проблематично разрабатывать и поддерживать собственные программные решения. В первую очередь, по причине определенного рода сложностей в вопросах качественной технической поддержки и развития собственных программных решений – не всегда в структуре небольшой компании предусмотрен ИТ-отдел или квалифицированный специалист, ответственный за формирование и сопровождение элементов ИТ-инфраструктуры. Кроме того, практика показывает, что для решения задач, стоящих перед большинством небольших компаний, достаточно стандартного (или малодоработанного) функционала существующих готовых систем, среди которых можно назвать Microsoft Small Business Server, «1С:Управление небольшой фирмой» и пр. [2, c. 102].
Итак, в наше время при реализации различных систем в большинстве случаев используются информационные технологии на базе компьютерных решений. Они позволяют наладить быструю и надежную связь между элементами системы, помогают системе функционировать быстрее и производительнее.
1.3 Внедрение информационных технологий в организацию
Рассмотрим подробнее возможные варианты взаимоотношений, которые могут сложиться между бизнесом и ИТ.
Сегодня сложно представить современный мир без использования компьютерной техники. Но всегда ли очевидно, какие именно задачи возлагаются на автоматизированную систему?
Один из самых популярных вопросов, которые консультанты задают руководству компании-заказчика – для чего вам необходима информационная система. Ответ на этот вопрос и есть краеугольный камень целеполагания любого ИТ-проекта. Ответы, как правило, очень похожи друг на друга. Большинство руководителей готовы ограничиться автоматизацией бухгалтерии и продаж. Более «продвинутые» говорят об автоматизации отделов управления отношений с клиентами, единицы упомянут бюджетирование и управленческий учет [10].
Еще не так давно для многих руководителей целью внедрения информационной системы было сокращение персонала. Но в последнее время таких руководителей практически не встречается, что, безусловно, является позитивным трендом.
Возможности ИТ в области управления бизнес-процессами, качеством, проектами по-прежнему не считаются приоритетными для большинства собственников и руководителей компаний.
Публикации и форумы в сети Интернет не оставляют сомнений – малый бизнес не готов вкладывать в ИТ. Отношения бизнеса и ИТ в этом случае можно назвать союзническими: «вы помогаете нам решить вот такие задачи (бухгалтерия, торговля, склад). Мы – оплачиваем этот процесс в пределах разумного».
На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что малый и средний бизнес не видит необходимости в постоянном совместном развитии с ИТ, а представители ИТ-отраслей не могут объяснить бизнесу, чем это может быть выгодно. Однако это не означает, что данная необходимость объективно не имеет место быть [3, c. 67].
Должности ИТ-директора в подобных компаниях обычно нет, в лучшем случае есть системный администратор. Он является «палочкой-выручалочкой» во всех ситуациях – от отправки почты и перестановки компьютера до настройки бухгалтерских отчетов. В меру своего понимания он, в лучшем случае, озвучивает возможные направления развития ИТ-структуры компании. Что может предложить ИТ-индустрия такой компании сегодня?
Организовать ИТ-поддержку на достаточно высоком уровне для компании можно посредством передачи на аутсорсинг работ, связанных с внедрением и сопровождением современных информационных систем. Этот вариант сотрудничества исключает для заказчика такие издержки, как наем квалифицированного ИТ-персонала или необходимость организации дополнительных рабочих мест [11].
Преимущества и недостатки данного подхода известны. С одной стороны, временный союз профессионалов позволяет решить поставленные задачи в рамках одного или нескольких проектов (например, автоматизация продаж, настройка процесса планирования или управления производством), по окончании которых наступает более или менее длительный период эксплуатации готового решения, в течение которого ничего не происходит, с другой – заказчик должен контролировать соответствие реализуемых решений поставленным целям.