Курсовая работа|Авторское право

Субъекты и объекты авторского права

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ИХ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ   

1.1. Объекты и субъекты авторских прав. Виды авторских прав

1.2. Основания для возникновения авторских прав

ГЛАВА 2. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

2.1. Понятие и сущность авторского договора

2.2. Анализ судебной практики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность исследования. Результаты интеллектуальной деятельности всегда определяли облик общества. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и искусство могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Российские и зарубежные правообладатели сталкиваются с рядом глобальных проблем, основной из которых является широкомасштабная деятельность в области незаконного использования авторских прав, получившая название "пиратство". Данное явление является международной проблемой и все страны, в том числе и Российская Федерация, принимают меры по пресечению подобной практики. Однако, несмотря на те положительные моменты, заключающиеся в приведении внутреннего российского законодательства в соответствие с нормами международного права в области авторских прав, Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по объемам выпускаемой пиратской продукции.

Современный этап развития экономических отношений характеризуется все более растущей значимостью интеллектуальных продуктов, в том числе и объектов авторского права.

Уровень экономики предъявляет высокие требования к правовому механизму, при помощи которого осуществляется регулирование данной сферы. В частности, одним из проявлений данной тенденции является возникшая зависимость политической возможности интеграции России в международное экономическое сообщество от соответствия принятым стандартам правовой защищенности интеллектуальной собственности.

Другой аспект социальной значимости данной проблематики связан с увеличением в последние десятилетия в общественном сознании ценности личности и индивидуального творчества как продукта ее самовыражения, что также ведет к появлению потребности в правовой регламентации данных общественных отношений.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере авторского права.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие роль субъектов и объектов авторского права.

Цель настоящей работы – выполнить комплексный анализ субъектов и объектов авторского права.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть объекты и субъекты авторских прав; 2) проанализировать основания возникновения авторских прав; 3) охарактеризовать особенности авторского договора; 4) проанализировать судебную практику по исследуемой теме.

Методологической основой исследования является диалектический материализм как общенаучный метод познания. Также в процессе работы использованы специальные методы познания: формально-логический, сравнительного правоведения, историко-правовой, системного анализа и пр.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ИХ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ

1.1. Объекты и субъекты авторских прав. Виды авторских прав

Авторское право значительно отличается от иных институтов гражданского права большей обособленностью и законченностью юридических конструкций, имеет большой объем нормативного материала. В то же время авторское право является частью более крупного правового образования - права интеллектуальной собственности, входящего в отрасль гражданского права. В иерархии элементов российской системы права в настоящее время не существует такого структурного элемента, который мог бы достаточно точно отразить место авторского права. Авторское право представляет собой более крупное и значимое правовое образование, чем институт, однако подотраслью его назвать нельзя, поскольку в этом случае право интеллектуальной собственности необходимо относить к отрасли права. В отсутствии специального названия в иерархической структуре системы права авторское право принято называть институтом, хотя по сути оно представляет собой систему институтов[1].

В то же время в рамках института авторского права присутствуют и правовые нормы, одновременно являющиеся элементами других институтов гражданского права и права интеллектуальной собственности, в частности институт возникновения и осуществления авторских прав, институт обязательственного права, защиты нарушенных авторских прав и др. Особо следует отметить существование в авторском праве и в целом праве интеллектуальной собственности института свободного использования результатов интеллектуальной деятельности. Эта совокупность норм обладает необходимым уровнем единства содержательного и нормативного обобщения для признания его самостоятельным институтом права. В авторском праве присутствует наибольшее количество правовых норм, образующий данный институт, что позволяет утверждать о существовании в авторском праве особого института свободного использования произведений науки, литературы и искусства. Именно существование этого института и является одним из механизмов обеспечения справедливого баланса частных, общественных и публичных интересов. При этом наблюдается историческая преемственность в развитии данного института в российском праве[2].

Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

Законодательные акты: Конституция Российской Федерации (1993),[3] ст. 44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности; Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ  "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"[4] и др.

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся:      Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.; Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.; Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они: являются результатом творческой деятельности; существуют в какой-либо объективной форме.

Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ)[5]. В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.

ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения: письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.); устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.); звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).

Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.

Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.

Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Подобнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.

В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения и др.

Также к объектам авторского права относятся производные и составные произведения[6].

Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации, рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства).

Составными произведениями являются произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, антологии, базы данных).

Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (п. 6 ст. 1259).

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.

Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему, создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить производный характер.

Охрана авторским правом творческих произведений зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и гражданства их создателей.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 ГК РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними[7].

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (с изм. и доп.) "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп.) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп.)// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - Ст. 2954
  6. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 10962/08 по делу N А40-6440/07-5-68. Дело о защите исключительных прав на музыкальные произведения от их незаконного воспроизведения и доведения до всеобщего сведения путем помещения в сети Интернет передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как нарушителем авторских прав необоснованно признано лицо, которое само не осуществляло действий по использованию объектов авторского права. // "Вестник ВАС РФ". – 2011. - N 5
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. - N 137. - 28.06.2006
  8. Авторское право и смежные права: учеб. пособие / Ю.Н.Бакшеева, А.А.Чеботарева, В.В.Бессонова, И.И.Железняк. - Чита: ЗабГУ, 2011.
  9. Архипова О.А. Авторское право и его защита в Российской Федерации. - Казань: Академия управления "ТИСБИ", 2012.
  10. Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник / Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - М.: Проспект, 2012.
  11. Вилинов А. Актуальные вопросы регулирования отношений по охране авторского и смежных прав в сети Интернет // ИС. Авторское право и смежные права. – 2011. – № 10. - С. 41-42
  12. Козырев В.Е. Авторское право: вводный курс: учеб. пособие / Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. - М.: Унив. кн., 2011.
  13. Кондрашов М. Защита интеллектуальных прав при использовании файлообменных сетей // Хозяйство и право. – 2011. - № 9. – С. 56
  14. Ларичев В.Д. Защита авторского и смежных прав в аудиовизуальной сфере: уголов.-правовой и криминол. аспекты / В.Д. Ларичев, Ю.В.Трунцевский. - М.: Дело, 2014.
  15. Мошкович М. Суд заступился за провайдера // "ЭЖ-Юрист". – 2012. - N 10. – С. 11
  16. Назаров А.Г. Вопросы охраны интеллектуальных прав в сети Интернет // Закон и право. – 2011. - № 11
  17. Петров Д.А. Некоторые вопросы ответственности владельца сайта // «Налоги» (газета). – 2011. - № 45
  18. Сытенко Г.И., Вилинов А.А. Актуальные вопросы регулирования отношений по охране авторского и смежных прав в сети Интернет // Культура: управление, экономика, право. – 2012. - № 2
  19. Федоскина Н. Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав // Право и экономика. - 2013. - № 9.
  20. Хатаева М.А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернета // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н. – М. – 2011
  21. Хатаева М.А. О совершенствовании механизмов защиты авторских прав в Российской Федерации // «Адвокат». – 2012. -№ 3. – С. 82
  22. Чаусская О.А. Гражданское право: курс лекций. М., 2012.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Авторское право
2014 год 26 стр.
Курсовая Защита авторских прав в системе образования РФ
Курсовая работа Авторское право
2019 год 37 стр.
Курсовая работа на тему: «Международная охрана авторских прав»
Alcofribas
Курсовая работа Авторское право
2020 год 32 стр.
Курсовая Защита авторских прав в сети Интернет
avtorklass
Курсовая работа Авторское право
2018 год 30 стр.
Курсовая Институт защиты авторских прав

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское