Осуществление финансовой деятельности в современных условиях невозможно без специальных методов анализа и управления рисками. Функция управления финансовыми рисками приобретает все большую роль и становится одним из важнейших условий обеспечения финансовой стабильности предпринимательских организаций.
Политика управления финансовыми рисками представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы мероприятии по нейтрализации возможных негативных финансовых последствий рисков, связанных с осуществлением различных аспектов финансовой деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, предприниматель при осуществлении коммерческой деятельности на рынке российских услуг, часто подвержен внешним и внутренним рискам. Внутренние факторы зависят от сотрудников организации и могут быть с разной мотивацией: мошенничество, сговор с конкурентом, преступная халатность, сведение счетов с руководством. Внешние угрозы подразумевают, что предприниматель все время должен быть готов к противостоянию разным типам мошеннических действий конкурентов и партнеров, информационному шпионажу, рэкету государственных органов и криминальных организаций, методам «чёрного PR» и корпоративному бандитизму.
Во-вторых, актуальность темы исследования заключается в том, что управление предпринимательскими рисками является главной задачей для успешного функционирования предприятия в современных рыночных условиях.
Финансовая среда рассматривалась в трудах таких ученых как Бобрышев А.Н., Дебелый Р.В. Определенный интерес представляет учение предпринимательского риска И. Шумпетером, а также такими научными деятелями как Эйтингон В.Н., Анохин С.А., Соловьева Н.А.
Целью работы является проведение эмпирического анализа финансовой среды и предпринимательских рисков на примере ООО «ТД «Колиз», разработка рекомендаций по их ликвидации.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Колиз» - дистрибьютор продуктов питания.
Предмет исследования - финансовая среда и предпринимательские риски ООО «ТД «Колиз».
Задачами исследования являются:
1) провести теоретический анализ финансовой среды и предпринимательских рисков;
2) провести эмпирическое исследование финансовой среды и предпринимательских рисков на примере ООО «ТД «Колиз»;
3) разработать рекомендации по улучшению финансовой среды и устранению предпринимательских рисков.
В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ литературных источников,
- анкетирование,
- сбор данных,
- обработка результатов,
- обобщение полученных итогов и другие.
-
Теоретические аспекты анализа финансовой среды и предпринимательских рисков
1.1. Понятие финансовой среды предприятия
Финансовая среда предпринимательства - это комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений.
Система финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта включает в себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения могут быть как в рамках хозяйственной горизонтали, так и вертикали.
В настоящее время отношения с вышестоящими организациями развиты на предприятиях с федеральной и муниципальной собственностью и на государственных предприятиях [1, c. 151].
Подобные отношения возродили на новой основе и внутри финансовых холдингов. Это отношения дочерних и зависимых предприятий с головной компанией - держателем их контрольного пакета акций (паев).
В рыночных условиях отношения финансовой горизонтали имеют превалирующее значение. Каждый хозяйствующий субъект является, с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), а с другой - их покупателем.
Финансовая среда - это общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирования рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов.
Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся в течение определенного периода самостоятельных независимых предприятий.
Финансовая среда состоит из элементов:
- Макросреда;
- Микросреда.
Макросреда - это совокупность демографических, экономических, природных, культурных и других факторов, оказывающих значительное влияние на деятельность организации.
Факторы макросреды: совокупный спрос и предложение, средний уровень цен, уровень информации, экономический рост, единая норма процента, общий объем вложений, принятие или отмена законов, природные явления, внешняя торговля.
Микросреда - это совокупность элементов, имеющих отношение к предприятию (фирме) и его возможностям по обслуживанию клиентов (поставщиков и потребителей), конкурентов и контактных аудиторий, проявляющих интерес к предприятию или оказывающих влияние на его способность достичь заданной цели [3, c. 112].
Факторы микросреды: спрос и предложение, цены на продукцию, банковский процент, залоговое обеспечение и т.д.
Таким образом, внутренняя финансовая среда – это система денежных отношений фирмы, возникающих в процессе ее формирования и включающая ряд элементов:
- отношения с поставщиками по поставкам, сырья, топлива;
- отношения с потребителями по реализации товаров в соответствии с заключенными договорами;
- отношения с контрагентами фирмы по взысканию и выплате штрафов за нарушение договорных обязательств;
- отношение с банковской системой по получению и погашению кредитов, уплате процентов по ним, по расчетам за банковские услуги, по открытию и ведению счетов, факторинговые и авальные операции банков;
- отношения со страховыми организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;
- отношения с инвестиционными фондами по осуществлению финансовых операций;
- отношение с персоналом фирмы по выплате заработной платы;
- отношения с акционерами по выплате дивидендов;
- отношения с учредителями по формированию уставного капитала и распределению дохода;
- отношения с государством по уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетный фонды;
- отношения с филиалами и представительствами, дочерними и зависимыми обществами;
- отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми фирмами.
Данные отношения представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат, что и составляет финансовую среду предпринимательства [16, c. 104].
Финансы предприятия выполняют следующие основные функции:
- формирование дополнительных фондов;
- использование денежных фондов;
- финансовое планирование;
- контрольную функцию;
- стимулирующую функцию.
Итак, финансовая среда предпринимательства - это комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений. Макросреда - это совокупность демографических, экономических, природных, культурных и других факторов, оказывающих значительное влияние на деятельность организации. Микросреда - это совокупность элементов, имеющих отношение к предприятию (фирме) и его возможностям по обслуживанию клиентов (поставщиков и потребителей), конкурентов и контактных аудиторий, проявляющих интерес к предприятию или оказывающих влияние на его способность достичь заданной цели.
1.2. Сущность, классификации предпринимательских рисков
В общем виде можно выделить два основных определения сущности экономического риска. Первое состоит в том, что риск рассматривается в виде возможного ущерба (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого решения. Второе — в том, что риск рассматривается с точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли от реализации решения. В целом эти определения базируются на классической и неоклассической теории рисков.
Необходимо различать более широкое понятие общего риска и частное понятие экономического (предпринимательского) риска. Экономический риск проявляется при принятии хозяйственных решений в условиях неопределенности и представляет совокупность экономических, политических, экологических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления этого решения [8, c. 64].
Для раскрытия содержания экономического риска обычно используют термины «ситуация риска» и «осознание риска». Каждый индивидуум в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с ситуациями, которые не имеют однозначного решения. Неопределенная ситуация требует выбора нескольких решений, имеющих различную вероятность осуществления. Таким образом, необходимость принятия одного из нескольких решений в неопределенной обстановке обозначается понятием «ситуация риска». Если индивидуум при этом понимает, что он столкнулся с ситуацией риска, то факт такого понимания обозначает понятие осознания риска.
Понятие экономического риска включает не только наличие рисковой ситуации и ее осознание, но и принятие решения на основе количественного и качественного анализа риска. Таким образом, сущность предпринимательского риска предполагает принятие решений, отвечающих критериям оценки риска.
Наиболее удачным определением предпринимательского риска является его трактовка как деятельности субъектов хозяйственной жизни, связанной с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах [14, c. 102].
Как и любая экономическая категория, предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общепринятыми считаются две функции: регулирующая и защитная.