В современном обществе достаточно важным фактором, который присутствует в жизни каждого человека, общества и государства в целом, считаются налоги. Именно налоги позволяют:
- Стимулировать научно – технический прогресс.
- Формировать фонды бюджета.
- Ограничивать рост цен и инфляции.
Благодаря им возможно поступление денежных средств в государственный бюджет, как от предприятий и организаций, так и от населения, а также происходит регулирование самих денежных доходов на физическом и юридическом уровнях.
Важным документом, который помогает регулировать и отражать саму налоговую политику России, считается налоговый кодекс Российской Федерации. К подобным документам также можно отнести нормативные акты и прочие документы, которые нацелены на повышение стремления развития производственных процессов.
Также нужно отметить, что реализация происходит на всех этапах развития экономики налоговой политики, благодаря налоговым льготам, а в частности изменение и их предоставление, ставкам по конкретным видам налогов и сборов, которые способствуют стимулированию развития одних видов деятельности и свертывания других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.
За время существования и развития налогообложения в России его все чаще рассматривали как самостоятельный вид налогового учета и выработки налоговой политики на различных предприятий или организациях. В системе бухгалтерского учета наиболее важным элементом является учет расчетов по налогам и сборам, который отражается на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Для удовлетворения потребностей государство требуется определенная сумма денежных средств, которые как раз оно и получает благодаря сбору налогов. А ужe эти собранные средства идут на выполнение функций, такиe как оборона страны, управление, оплата пособий и так далее.
Объектом исследования выступает ОАО «Гамма».
Предметом исследования – счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», а также система налогооблажения и совершенствования учетов расчетов по налогам и сборам.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях развития государства налоговая система является одним из важнейших экономических элементов, а также основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Цeлью данной работы является анализ теоретической основы учета расчетов по налогам и сборам, а также наблюдение за реализацией этих учетов на примерe организации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- понять, что такое налоги и какие виды имеются;
- рассмотреть имеющиеся системы налогооблажения;
- определить органзационные особенности учета налогооблагаемой базы;
- изучить нормативные документы, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам;
- охарактеризовать на примере организации состояние предприятие по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», в том числе:
-финансово-экономическую структуру организации;
-организацию аналитического и первичного учета по расчетам и сборам;
-определить пути совершенствования организации ОАО «Гамма» учета расчетов по счету 68.
Информационной базой при написании работы послужили законодательные и нормативные акты, теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия.
Глава 1 Теоретические и методические основы организации учета расчетов по налогам и сборам
- Виды налогов и их классификация
Налоговая система Российской Федерации весьма обширна и многогранна, но независимо от этого каждый налог индивидуальный, так как имеет свою собственную правовую конструкцию, а также занимает определенное место в системе налогов и сборов.
Большинство людей считают, что налог – это те платежи, в которых обязательно должно быть наличие слова налог, это, например, налог на добавленную стоимость, водный налог, подоходный налог и так далее. Но налоговый характер носят не только эти платежи, но и платежи в названии которых отсутствует слово налог и заменены другими - сбор, пошлины, и, как пример, может служить таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды – пенсионные фонды и так далее. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
То, как устроен налог и как производятся оплаты по нему, как раз и определяют, его место в системе налогов и сборов, а именно: определение уровня бюджета, механизм его ведения, субъект и объект.[2]
Так, например, прямые налоги взимаются непосредственно с доходов физических и юридических лиц. А тогда различные виды деятельности, товары, услуги, а также ресурсы облагаются косвенными налогами.
В Российской Федерации существуют система, которая состоит из трех уровней:
-федеральные налоги, главным органом является правительство, которое устанавливает налоги, а те, в свою очередь, зачисляются в федеральный бюджет;
-региональные налоги, здесь все находится в компетенции субъектов федерации;
-местные налоги, местные органы власти устанавливают налоги.
Существуют также маркированные и немаркированные налоги. Первые связывают с конкретным направлением расходованием средств, то есть он взимается только для определенной цели, а вторыми считаются все прочие налоги. Плюс их в том, что они могут быть использованы не по назначению, а для тех нужд, которые государство посчитает необходимым.
Налоги взимаются специальными налоговыми органами и взимание регулируется законодательством.[3] Государство может также устанавливать налоги для предотвращения разных причин, которые могут появляться, как на внешнем, так и на внутреннем уровне, как например, для устранения внешних экономических проблем, так и до перераспределения доходов между населением.
Необходимо отметить, что формирование и реализация налоговой политики государства не может существовать раздельно, так как они тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии развития страны.[4]
С понятием «налог» также тесно связано и понятие «сбор». Единственное отличие заключается в том, что налог действует на принципе индивидуальной безвозмездности, в то время как сбор может предусматривать некоторую возмездность при определенных условий, как например, выдачу лицензий.
К сборам относятся: сборы за использование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.[5]
Налоги и сборы делятся на различные классификации. Классификация налогов и сборов – это способ разделения все существующих налогов и сборов по определенному признаку в различные группы. Более наглядно классификация налогов представлена в таблице 1.
Таблица – 1 – «Классификация налогов и сборов»
Признак классификации
|
Виды налогов
|
Название налогов
|
1
|
2
|
3
|
По способу изъятия:
|
Прямые
|
Налог на прибыль, налог на имущество, налог на доход.
|
Косвенные
|
НДС, акцизы, таможенные пошлины.
|
По назначению:
|
Немаркированные
|
Налог на прибыль, НДС, НДФЛ
|
Маркированные (специальные)
|
Платежи в пенсионный фонд, дорожный фонд и т.д.
|
По принадлежности к уровню правления:
|
Федеральные
|
НДС, государственная пошлина, водный налог и др.
|
Региональные
|
Транспортный налог, налог на имущество организаций
|
Местные
|
Земельный налог
|
По объекту налогооблажения:
|
Имущественные налоги
|
Земельный налог, налог на имущество
|
Ресурсные налоги
|
Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог
|
В зависимости от субъектов налогооблажения
|
Налоги, уплачиваемы юридическими лицами
|
Налог на прибыль, налог на имущество организации
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами
|
Налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц
|
Смешанные
|
Налог на игорный бизнес, налог на добавленную стоимость, транспортный налог
|
Эта таблица наглядно показываем нам, насколько развита в наше время система налогов и сборов. Каждая классификация, а также каждый вид налога по-своему важен и необходим, так как затрагивает определенную отрасль экономики. Она важна своими как теоретическими аспектами, так и практическими.[6] Конечно же, благодаря тому, что каждый налог имеет свое место, назначение, это позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Тем более, к неверным практическим решениям может приводить неправильное сопоставление международных оценок в разных странах, так как налоговые системы различаются между собой достаточно существенно и прямое сравнение некоторых налогов просто на просто невозможны.[7]
В современных условиях, классификация обеспечивает систематизацию налогов, а это позволяет правильно упорядочить платежи и избежать их дублирования. К тому же, во многих экономических решениях, а именно, их правильность и успешность будет зависеть от того, на сколько, хорошо работает налоговая система государства.[8] Применение налогов обеспечивает взаимосвязь государства и общества, так как общество заинтересованы в том, на что будут тратиться налоги, поступающие в общий бюджет. А также государство с помощью налога может регулировать внешнеэкономическую деятельность, так как он включает привлечения иностранных инвестиций.
1.2 Системы налогообложения и организационные особенности учета налогооблагаемой базы
Налогообложение – процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, которые включают в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами. Конечно же, данная процедура закреплена действующим законодательством.
Данная процедура в Российской Федерации регулируется законодательством о налогах и сборах, которая включает в себя властные отношения по установлению, ведению и взимания налогов и сборов в Российской Федерации. Она отражает не только эти отношения, но также и отношения, которые происходят в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий, а также бездействий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1)Налоговый Кодекс Российской федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.11.2018) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2)Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 05.08.2000г. №117ФЗ режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
3)Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с ред. от 27.11.2018)). Статья 193. Налоговые ставки. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/22201a65e4f59a582714243c15b655989bd57066/
4) Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 2) 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.12.2018) Глава 22. Акцизы. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/12a8d9320665d331f4c6648eca2667e7cf8dfdd6/
5)О налоговых органах Российской Федерации. Федеральный закон от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/
6)Налоговый ᅠкодекс ᅠРоссийской ᅠФедерации ᅠ(часть ᅠвторая)" ᅠот ᅠ05.08.2000 ᅠN ᅠ117-ФЗ ᅠ(ред. ᅠот ᅠ27.11.2018) ᅠ(с ᅠизм. ᅠи ᅠдоп., ᅠвступ. ᅠв ᅠсилу ᅠс ᅠ12.12.2018). Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению. режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/
7)Налоговый ᅠкодекс ᅠРоссийской ᅠФедерации ᅠ(часть ᅠвторая)" ᅠот ᅠ05.08.2000 ᅠN ᅠ117-ФЗ ᅠ(ред. ᅠот ᅠ27.11.2018) ᅠ(с ᅠизм. ᅠи ᅠдоп., ᅠвступ. ᅠв ᅠсилу ᅠс ᅠ12.12.2018). Статья 224. Налоговые ставки режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3e4bbd6dd9fb5dd4e9394f447653506e1d6fa3a9/
8)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
9)Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N1598) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/
10) Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N4090) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40313/2010d850e808cca6d7525a2aec2cb1aceffec643/
11) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/
12)Письмо МинФина России от 06.03.2015 №03-07-11/12142 режим доступа https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_420259911
13) Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N1790) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/0463b359311dddb34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/
14)Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 01.02.2018) "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124837/
15)Акимова, Е.В. //редакция Т.В. Горохова// Налоговые льготы// - 2016 - 546 с.
16)Александров, И.М. //Налоги и налогообложение// - 2016 - 105-112 с.
17)Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование// А.В.Аронов, В.А. Кашин //учебное пособие// - 2015 - 544 с.
18)Бабаев, Ю.А. Теория бухгалтерского учета //Ю.А. Бабаев// учебное пособие// -2015 – 304 с.
19)Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет // Ю.А. Бабаев// учебное пособие// - 2014 – 392 с.
20)Боровикова, Е.В. Основные направления и новации бюджетно-налоговой политики субъектов РФ и муниципальных образований // Финансы и кредит// - 2016 – 273 с.
21)Беспалов, М.В. Налоговая политика государства в условиях современного экономического кризиса //Налоги// - 2015 - 2 – 5 с.
22)Булатов, М.А. Теория бухгалтерского учета // Учебное пособие// Издательство «Экзамен»// - 2016 – 256 с.
23)Ермакова, Г. Налоговые ориентиры на 2017 - 2019 годы // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия" // 2016 - 11 – 14 с.
24)Жевнин, Г.А. // Г.А. Жевнин Финансы// –2013 - 304с.
25)Захарьин, В.Р. Теория бухгалтерского учета //Учебник// - 2016 – 304 с.
26)Зобова, Е.П. Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования // Налоговая проверка// 2015 - 11 – 20 с.
27) Качур, О.В. //Налоги и налогообложение// Учебное пособие 1-е изд.//, - 2015 – 98-105 с.
28) Лыкова, Л.Н. // Налоги и налогообложение в России// Учебник для вузов// - 2015 – 504 с
29)Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение. //Учебное пособие//- 2014 - 261 с
30)Перов, А.В. Налоги и налогообложение //А.В. Перов, А.В. Толкушкин// Учебное пособие// 2015 – 23 с.
31)Русакова, И.Г., Каши, В.А. // Учебное пособие//Налоги и налогообложение// - 2016- 495 с.
32)Суглобов, А.Е., Жарылгасова Б.Т., //Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие.// - 2016. – 510с.
33)Татаурова, А.М. // А.М. Татаурова Экономический анализ налоговых поступления// - 2015. - 206с
34)Трунов, А.В., Костемрянов, В.П. //Об учете в целях налогообложения прибыли // Налоговый вестник// - 2016– 61 с.
35) Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение // Учебник// - 2016 - 429 с.
36)ОАО Гамма – [Электронный ресурс] режим доступа https://alt-bk.ru/gammа
37)Земельный налог Орел 2018. – [Электронный ресурс] - Режим доступа https://nalogovaya.ru/orlovskaya-oblast/nalog-na-zemlu/2018/orel