Курсовая работа|Конституционное право

Федеративное устройство РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Федеративное устройство Российской федерации

1.1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ

1.2. Виды субъектов РФ

Глава 2. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

2.1 Место региональных основных законов в конституционно-правовой системе РФ   

2.2 Эволюция конституционного законодательства в республиках РФ

Заключение

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности — федерализм — не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

«Федерализм в классическом его понимании — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»[1].

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации»[2].

Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет существенное значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта во многом определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и положение субъектов федерации в системе этих отношений. В связи с определением статуса республик в составе Российской Федерации возникает, на мой взгляд, ряд вопросов, требующих своего анализа и рассмотрения:

Во-первых, какое содержание вкладывается в понятие конституционно-правового статуса субъекта федерации.

Во-вторых, необходимо выяснить, отличается ли статус республик от статуса других субъектов Российской Федерации.

Не менее важным, на мой взгляд, является проблема понимания народного, национального и государственного суверенитета в Российской Федерации различными субъектами политико-правовых отношений.

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик в составе РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

- проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

- рассмотреть виды субъектов РФ;

- определить сущность и форму конституций республик в составе РФ.

 

Глава 1. Федеративное устройство Российской федерации

1.1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ (ст.1, ст.5), согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. Федерализм представляет собою важную основу конституционного строя России. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федеративным является сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли и пр.) являются государствами или государственными образованиями, обладающие суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Составные части (субъекты федерации) имеют определенную степень экономической и политической самостоятельности, в рамках, установленных конституцией, законом или договором. В строго научном смысле федерация – союз государств, основанный на договоре или конституции[3]. Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) [4].

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип государственной целостности означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность.

В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Принцип единства системы государственной власти тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но, в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

- перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочные решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

- предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

- Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В качестве правовой основы современной модели федеративных отношений в РФ выступают:

- Конституция;

- Федеративный договор (три договора, заключенных 31 марта 1992 г. между федеральными органами власти и органами власти: суверенных республик в составе РФ; автономной области и автономных округов; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

- Конституции и Уставы субъектов РФ.

Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). – М.: Эксмо, 2017.
  2. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».
  3. Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 04.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  6. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.11.2010).
  7. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия (ред. от 09.04.2010).
  8. Конституция Республики Адыгея (ред. от 10.03.1995).
  9. Конституция Чеченской Республики (ред. от 02.09.2010).
  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 8-е изд. М.: Норма, 2016.
  11. Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. – М.: Изд-во РАГС, 2015.
  12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации: постатейный / Г.Д. Садовникова; отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова).- М.: Юрайт-Издат, 2016.
  14. Конституционное право России: учеб./ под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2014.
  15. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов // Под ред. и с вступит. статьей д. ю. н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2015.
  16. Кутафин О.Е. Содержание конституционного права. М.: Юристъ, 2001.
  17. Теория государства и права: учебник/отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2015.
  18. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2016.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 20 стр.
Контрольная Проблемы федеративного устройства в РФ ВИ МВД России
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 26 стр.
Курсовая Принцип разделения властей. Устройство ветвей властей
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 27 стр.
Курсовая Конституционный статус Правительства РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 21 стр.
Курсовая Свойства и сущность Конституции РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское