Корпоративная информационная система автоматизации управления производственным предприятием «Парус» является в настоящее время одним из наиболее распостраненных решений для ведения учета. Приверженность значительного числа предприятий данной системе обусловлена широкими возможностями информационной системы и комплексным подходом к ведению учета.
КИС «Парус» изначально строилась как комплексная система автоматизации управления. Система характеризуется четким разграничением оперативно-управленческих и учетных задач при полной их интеграции на уровне единой базы данных и соблюдения принципа однократности ввода исходной информации.
Состав приложений (модулей) КИС «Парус» и их функциональное объединение в подсистемы обусловлено объективным наличием пяти основных бизнес-направлений деятельности предприятия:
- управление производством;
- маркетинг и логистика;
- управление финансами;
- управление персоналом;
- документооборот.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку в настоящее время вопрос об автоматизации системы учета является важным для большинства предприятий различной масштабности ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение ключевых аспектов автоматизации ведения учета с помощью информационной системы «Парус».
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- общее описание информационной системы автоматизации управления производственным предприятием «Парус»;
- рассмотрение модулей и блоков, входящих в состав программного продукта «Парус-Предприятие»;
- анализ функционального назначения программного продукта «Парус-Предприятие».
Таким образом, объектом исследования в данной работе является информационная система автоматизации управления производственным предприятием «Парус»; предметом исследования выступает функциональное назначение данной информационной системы в целом и программного продукта «Парус-Предприятие» в частности.
Глава 1. Общее описание системы управления производственным предприятием «Парус»
1.1. История развития информационной системы «Парус»
«Корпорация Парус» была основана в 1990 году офицерами запаса, которые занимались разработкой и эксплуатацией автоматизированных систем в информационно-вычислительном центре Главного штаба Военно-Морского Флота. Компания начала свою деятельность с создания программы для автоматизации расчёта заработной платы по заказу Центральной клинической больницы РАН. В 1992 году была создана единая комплексная система для хозрасчётных предприятий[1].
Активно развивается партнёрская сеть: в 1997 году у «Паруса» уже 26 региональных отделений в РФ и странах СНГ и 122 дилера. По итогам ежегодного опроса компания вошла в десятку лидеров российских фирм-разработчиков программного обеспечения, а также в десятку лидеров среди консалтинговых фирм.
В 1999 компания выигрывает 18 тендеров на создание систем управления для крупных предприятий. В 2000 году эксперты отмечают самый большой прирост клиентской базы «Корпорации Парус» на российском корпоративном рынке – появилось более 100 новых корпоративных клиентов, среди которых нефтяные компании (ОАО «Лукойл-Нефтепродукт», ОАО «ТНК»), предприятия военно-промышленного комплекса (ОАО «Туполев», ГНПП «Сплав»).
В 2002 году оборот компании превысил $ 20 млн. Корпорация выходит на новый уровень ИТ-проектов в государственном секторе – начинает комплексную информатизацию Эвенкийского автономного округа (ЭАО) путем создания системы управления финансовыми и материальными потоками округа, включающую всех участников бюджетного процесса. В Московской области в рамках областной целевой программы «Территориальная информационная система Московской области 2001-2005 гг.» силами корпорации была построена единая автоматизированная система бухгалтерского учета в органах исполнительной власти (более 30 организаций). В Министерстве образования Московской области «Парус» внедрил систему формирования сводной отчетности, объединившую 137 подведомственных учреждений.
В 2002-2004 гг. был успешно реализован ряд крупных проектов на рынке корпоративных заказчиков – в компаниях «Оренбургнефть», «Карельский окатыш», «Связьинформ», предприятиях «ТНК», Новосибирском оловянном комбинате, Лабинском маслоэкстракционном заводе, СУЭК, «Сибур – Русские шины», «Татойл-Сервис». Проектами 2005 года можно назвать создание автоматизированной системы бухгалтерского учета в ОАО «ОКБ Сухого» и системы сбыта в рамках территориально-распределенной компании в ОАО «Евроцемент».
В 2007 году активно развивалось такое направление работы, как предоставление услуг в рамках административной реформы. Созданная с этой целью компания «Парус – Национальные Реформы» участвовала в проекте разработки многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Балаково Саратовской области.
Система «Парус» по-прежнему востребована и коммерческими структурами, особым спросом она пользуется в машиностроительной отрасли. В 2008 году решение внедрить систему было принято стратегически важными российскими предприятиями, применяющими наукоемкие технологии: ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля», ОАО «Авиационная корпорация «Рубин», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина», ФУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ).
В 2009 году корпорация уделяет особое внимание развитию решений на базе Web-технологий для сбора и подготовки финансовой и бюджетной отчетности; для отраслевого и муниципального мониторинга.
Проекты внедрения решений «Паруса» с использованием Web-технологий реализуются в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; в финансовых органах Новгородской области и Республики Алтай; в отраслевых ведомствах Тюмени и Красноярска.
В 2011-2012 гг. востребованы технологии автоматизации, поддерживающие новые подходы к бюджетному управлению. Разрабатываются модули «Государственные и муниципальные задания» и «Программно-целевое планирование». Специалисты корпорации принимают участие в создании системы формирования и мониторинга государственных заданий в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Среди новых задач компании – создание линейки продуктов, предназначенных для функционирования по технологии облачных вычислений.
1.2. Характеристика информационной системы «Парус»
Корпоративная информационная система «Парус» (КИС «Парус») – это интеграция и координация финансового, логистического, производственного и кадрового менеджмента на современном предприятии, а именно[2]:
- автоматизация управления деятельностью предприятия как комплексное решение, поддерживаемое разработчиком на всех этапах жизненного цикла системы;
- полная и оперативная информация для достижения конечного результата - повышения эффективности функционирования предприятия;
- согласованность, оптимизация и стандартизация работы на всех уровнях управления, во всех подразделениях и филиалах территориально-распределенной структуры – гарантия достоверности и отсутствия ошибок в информации;
- избавление от рутинной работы, возможность сосредоточиться на профессионально важных направлениях для увеличения производительности труда Ваших сотрудников.
КИС «Парус» поддерживает классическую модель управления предприятием и на макроуровне характеризуется сквозным обеспечением следующей бизнес-логики управления:
- финансовое и материальное планирование ресурсов предприятия с перспективным развитием до поддержки календарного планирования. Качественное решение этой задачи определяет основы ритмичной и согласованной работы всех подразделений предприятия;
- учет всех фактов финансово-хозяйственной деятельности, происходящих в процессе функционирования предприятия;
- контроль и управление деятельностью предприятия;
- план-фактный анализ исполнения планов с возможностью детализации обнаруженных отклонений до первичных документов, объясняющих причину этих отклонений, для облегчения принятия управленческих решений.
В основу КИС «Парус» заложены следующие базовые принципы:
- архитектура клиент-сервер на базе СУБД Oracle – подобная архитектура позволяет оптимально распределить работу между клиентскими и серверной частями системы, при этом приложение, работающее на рабочей станции, не читает записи базы данных напрямую, а посылает запросы на сервер, где они принимаются и последовательно отрабатываются. В результате на рабочую станцию поступают только обработанные данные, что радикально сокращает информационные потоки в ЛВС;
- масштабируемость – КИС «Парус» обладает возможностью наращивания количества рабочих мест без снижения эффективности работы в целом;
- модульность – возможность автономной работы компонентов (модулей) системы. КИС «Парус» может приобретаться в минимальной комплектации, с возможностью добавления отдельных компонентов (модулей) по мере развития процесса автоматизации предприятия;
- интеграция с программными продуктами других разработчиков – КИС «Парус» интегрирована с приложениями Microsoft Office, что дает возможность в приложениях Word, Excel печатать подготовленные документы, строить графики по отчетам, проводить массовый ввод информации через электронные таблицы. Система располагает средствами подготовки отчетов практически любого вида с помощью инструментального средства для подготовки шаблонов генератора отчетов Seagate Crystal Reports Professional;
- открытость – возможность использования открытых API-интерфейсов позволяет интегрировать КИС «Парус» с программами, созданными силами специалистов предприятия. Структура записи (в частности, записи о документе), регистрируемой в КИС «Парус», может быть дополнена произвольным количеством характеристик, тип и назначение которых определяется самим пользователем. Благодаря этому можно проводить отбор и обобщение информации на основании характеристик, учитывающих специфические требования. При необходимости, в поставку могут входить информационные модели IDEF и исходные тексты программного продукта;
- интеграция с Web – технологиями – решение, объединяющее учетные и управленческие возможности КИС «Парус» с коммуникационными возможностями Web-технологий.
На сегодняшний день «Корпорация Парус» - крупнейший российский разработчик автоматизированных ИС для государственных учреждений и коммерческих организаций различного масштаба и отраслевой принадлежности. «Корпорация Парус» подготовила продукты для промышленных предприятий и производственных компаний; фирм оптовой и розничной торговли; компаний, предоставляющих различные услуги; организаций и учреждений, состоящих на государственном бюджете; страховых компаний.
Для крупного бизнеса предназначена система «Парус-Корпорация», в которой сделан акцент на автоматизацию финансово-управленческой деятельности крупных предприятий различных отраслей. Эта система предназначена для полной информационной поддержки и автоматизации управления в следующих базовых сферах[3]:
- финансы - охватывает финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидацию отчетности. Основные функции: текущее планирование (бюджетирование), платежный календарь, оперативное планирование и управление платежами, планирование дебиторской и кредиторской задолженности, финансовый анализ;
- бухгалтерский учет - обеспечивает регистрацию и обработку первичных документов; формирование книги покупок и книги продаж, учет денежных средств, учет расчетов с дебиторами и кредиторами; учет товарно-материальных ценностей в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц; консолидацию бухгалтерской отчетности и др.;
- маркетинг и логистика - поддерживает маркетинг (связь с клиентами), управление закупками, складом, сбыт (реализацию), розничную торговлю (магазин);
- производство - обеспечивает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции, управление ремонтом;
- персонал - объединяет функции управления кадрами (учет персонала) и учета труда и его оплаты (табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).
Корпоративная информационная система «Парус-Корпорация» поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности, модель управления предприятием на макроуровне, обеспечивающую полный управленческий цикл, а именно: планирование всех видов ресурсов предприятия; детализированный учет финансово-хозяйственных операций; контроль и оперативное управление деятельностью предприятия; анализ и регулирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия[4].
Система «Парус-Корпорация» также поддерживает базовые корпоративные технологии:
- OLAP - для анализа больших объемов «исторических» данных, графическое представление результатов анализа;
- управление бизнес-процессами, включая автоматизацию управления деловыми процессами всех подразделений (концепция Workflow); автоматизацию управления документооборотом (концепция Docflow);
- электронный бизнес (e-Business) для высшего руководства и менеджеров с использованием интернет-технологий;
- управленческий учет и отчетность (формирование отчетов для высшего и среднего руководства по направлениям: финансы, логистика, производство);
- интеграцию с офисными приложениями, электронными почтовыми службами.
В составе системы имеется специальный модуль – «Администратор», который обеспечивает настройку, мониторинг функциональных модулей и пользователей.
Система «Парус-Предприятие 7» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности, это мощная полнофункциональная система автоматизации бухгалтерского учета, торговых бизнес-процессов, складского и кадрового учета, рассчитанная на локальную сеть с ограниченным числом узлов (в пределах 15-20).
Система построена по модульному принципу. Каждый модуль автоматизирует один вид деятельности (функцию системы управления) предприятия и может работать как в автономном режиме, так и совместно с другими модулями в едином информационном пространстве масштаба предприятия. Основные функциональные модули: «Бухгалтерия», «Реализация и склад», «Комплекс», «Учет договоров», «Комплектование», «Заработная плата», «Кадры».
«Бухгалтерия» - полнофункциональная бухгалтерская система для широкого круга предприятий. «Реализация и склад» - система для автоматизации торговой деятельности, которая выведена за рамки бухгалтерии, ориентированная на работников торговли.