Актуальность исследования. В настоящее время, для четкого функционирования и устойчивого развития гражданского оборота, необходим надлежащий уровень правового регулирования деятельности его участников. Определяющую роль в гражданском обороте занимают юридические лица, т.к. деятельность большинства юридических лиц сопряжена с формированием капитала и направлена на получение прибыли. В соответствии с этим, вопросы по поводу создания, осуществления деятельности и прекращения этих субъектов гражданского права являются наиболее важными, т.к. сопровождаются вовлечением в них множества заинтересованных лиц. Процессы создания и прекращения юридических лиц происходят непрерывно. Однако, процесс прекращения юридического лица является более сложным по характеру, поскольку предусматривает наличие нескольких форм, реализация которых сопровождается особенным порядком их проведения, а также наступлением определенных правовых последствий.
Одной из основных форм прекращения юридического лица является его ликвидация. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации», только в июле 2017 г. количество официально прекративших свою деятельность коммерческих организаций составило 2 млн. 847 тыс. 76, за этот же период 2018 г. их насчитывалось уже 3 млн. 289 тыс. 395, за такой же период 2019 г. количество таких организаций возросло до 3 млн. 697 тыс. 718.[1]
Соответственно, в связи с постоянно увеличивающимся числом прекращающих свою деятельность юридических лиц, повышенного внимания заслуживают формы, в которых это прекращение реализовывается. Процедурам прекращения юридических лиц в последнее время отечественные исследователи уделяют большое внимание. Большинство таких работ связано с отдельными вопросами ликвидации юридических лиц как юридической процедуры. Тем не менее, работ, посвященных проблемам прохождения процедуры ликвидации юридических лиц не так много.
Имеющиеся по этому поводу исследования отличаются неоднозначным подходом, вопросы, связанные с установленным порядком осуществления ликвидации, характеризуются недостаточным развитием меры, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов и участников (членов) юридических лиц при проведении процедуры ликвидации.
Также недостаточно освещаются вопросы о допустимости выделения отдельных разновидностей ликвидации юридических лиц. Кроме того, в некоторых из них не были учтены последние масштабные законодательные изменения главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, в целях решения возникающих проблем при прохождении юридическим лицом процедуры ликвидации, необходим системный анализ теоретических и практических вопросов прекращения юридических лиц посредством процедуры ликвидации. Следовательно, изучение теоретических и практических проблем, связанных с прохождением процедуры ликвидации юридических лиц является и на сегодняшний день актуальным и необходимым, поскольку число возникающих в данной сфере споров постоянно возрастает, о чём свидетельствует многочисленная судебно-арбитражная практика.[2]
Целью работы является получение новых знаний об особенностях ликвидации юридических лиц, выявление проблем ликвидации юридических лиц и разработка путей их устранения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
– изучить понятие и виды процедуры ликвидации юридических лиц;
– охарактеризовать правовой режим ликвидации юридических лиц;
– выделить стадии процедуры ликвидации юридических лиц;
– обозначить актуальные проблемы ликвидации юридических лиц;
– определить некоторые сложности и основные направления совершенствования законодательства, регламентирующего порядок осуществления ликвидации юридических лиц и практики его применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прекращения юридических лиц в форме ликвидации.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по прекращению юридических лиц в форме ликвидации и практика их применения, а также имеющиеся в этой области достижения представителей правовой доктрины.
Нормативно-правовой базой работы является Конституция Российской Федерации, положения гражданского и гражданско-процессуального законодательства, Федеральный закон от 05.05.2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и др. В ходе исследования использовались труды таких авторов, как Андреев В.К., Белов А.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Габов. А.В., Милов П.О, Прохоренко В.П. и др.
Глава 1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц по действующему законодательству РФ
1.1 Понятие ликвидации юридических лиц как формы их прекращения
Правовое регулирование юридического лица как субъекта гражданского права включает в себя не только нормы, устанавливающие основания и порядок его возникновения и изменения в процессе существования, но и основания, порядок и последствия его прекращения.
Такое прекращение может происходить в различных правовых режимах (формах), наиболее известным из которых является ликвидация. В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица – это способ его прекращения без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам.
Из содержания приведенной нормы следует, что законодатель, при определении понятия ликвидации, указал на ее существенные признаки, а именно юридические последствия осуществления процедуры ликвидации. Таковыми последствиями, исходя из приведенного определения, считаются: прекращение юридического лица; отсутствие только порядка универсального правопреемства, то есть полного перехода прав и обязанностей к другим лицам.
В действующем гражданском законодательстве основания, порядок и последствия прекращения юридического лица объединены в основной массе в институте ликвидации юридического лица.
Этот институт включает в себя как нормы ГК РФ (ст. ст. 61 – 65, 81, 86, 92, 104, 112, 115, 119), так и нормы отдельных федеральных законов. Практически все федеральные законы, регулирующие правовое положение (или отдельные аспекты деятельности) юридических лиц конкретных форм, видов и типов, содержат положения об основаниях и (или) порядке, и (или) последствиях ликвидации соответствующего юридического лица. Например, статьи 57 и 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. ст. 21 – 24 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 9 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», ст. ст. 23 и 23.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. ст. 42 – 44 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», ст. 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 10 Федерального закона «О кредитной кооперации», ст. ст. 40 – 44 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 10 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», ст. 33 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 18 – 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 11 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 19 Федерального закона «Об автономных учреждениях», ст. 17 Федерального закона «Об объединениях работодателей», ст. 41 Федерального закона «О политических партиях», ст. 25 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 11 Федерального закона «О кредитных историях»18, ст. 23 Федерального закона «О взаимном страховании», ст. 34 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 30 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», ст. 32.8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Большую группу норм в части ликвидации юридических лиц содержит Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», к примеру, ст. ст. 149, 224 – 226.
Права и обязанности юридического лица могут переходить к другому лицу на основании сделки или по основаниям, установленным законом (ст. ст. 382 – 392 ГК). Здесь закон использует формулировку «универсальное правопреемство». Единого определения, что представляет собой универсальное преемство, в ГК нет.
Универсальность в части перехода прав, обязанностей и имущества подчеркивается судебной практикой; суды отмечают, что:
– такое правопреемство охватывает не только обязательства, но и иные имущественные и неимущественные права ликвидируемого юридического лица;
– переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент ликвидации не выявлены.6
Правовой режим ликвидации включает в себя несколько составляющих:
– основания ликвидации, т.е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ликвидации;
– порядок ликвидации, т.е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации – прекращения юридического лица; установленная законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации;
– последствия ликвидации. Как уже отмечалось, главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь, в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.
1.2 Виды ликвидации юридических лиц
Правовые формы ликвидации перечисляются в ст. 61 ГК. Согласно ее положениям можно выделить:
– добровольную ликвидацию (в формулировке ГК РФ «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»);
– принудительную ликвидацию (в формулировке п. 3 ст. 61 ГК РФ «по решению суда…»);
– ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
ГК РФ не использует понятий «добровольная» и «принудительная ликвидация» (интересно, что слова принудительная, добровольная применительно к ликвидации неоднократно использовались и используются в отдельных нормативных актах). Понятие «добровольная» же включает в себя не только ликвидацию, проводимую по решению участников (учредителей) или органов юридического лица, но и ликвидацию, проводимую при достижении цели, ради которой создавалось юридическое лицо и истечение срока, на который оно создавалось. Этот список представляется неполным, поскольку не включает иные формы (правовые режимы) ликвидации.
А именно с момента вступления в силу ГК РФ появились организационно-правовые формы юридических лиц, правовой режим ликвидации которых не охватывается ни одним из указанных в ст. 61 ГК РФ: государственные корпорации и государственные компании. Федеральные законы, которые регулируют правовое положение названных организаций, прямо указывают, что ликвидация таковых осуществляется на основании отдельного федерального закона, а процедура ликвидации некоторых из них (ст. 25 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») уже урегулирована законом об их создании. Таким образом, по одному из признаков, который позволяет классифицировать отдельные формы (правовые режимы) ликвидации, основанию ликвидации, можно с полной уверенностью говорить о появлении еще одной формы ликвидации юридического лица – на основании специального федерального закона.[3]
Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. Его можно вывести исключительно путем толкования нормы, указанной в п. 2 ст. 61 ГК РФ: «Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано».
Исходя из указанной нормы:
– в самом общем виде добровольную ликвидацию можно определить как такую ликвидацию, решение о проведении которой принимается самим юридическим лицом (в лице его учредителей (участников) либо органа юридического лица) без какого-либо юридически оформленного вмешательства со стороны третьих лиц (по мотиву нецелесообразности дальнейшего существования и т.п.), а также в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который оно создавалось;
– главным основанием для добровольной ликвидации можно признать решение об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица (поскольку формально истечение срока существования и достижение цели в соответствии с действующим законодательством «поглощаются» наличием такого решения).