Система имущественного налогообложения в действующей налоговой системе РФ - наиболее слабо отработанная область налоговых отношений. Этим объясняется низкая фискальная и регулирующая роль имущественных налогов.
Между тем преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налоговой базы. Имущественные налоги не зависят от результатов деятельности налогоплательщиков, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных источников формирования доходов региональных и местных бюджетов.
Появление в России права собственности на жилые дома, квартиры, дачи и другие строения повлекло за собой введение нового, ранее в стране не взимаемого налога - налога на имущество физических лиц. Первоначально параметры по данному налогу были установлены довольно щадящие, а потому платеж не был обременительным для большинства граждан: его годовой размер составлял в среднем 200 - 400 руб. Однако в последние годы звучат неоднократные заявления о модернизации этого налога. Речь идет о необходимости повышения роли налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов, которая до настоящего времени остается крайне незначительной. Так, его доля в общей сумме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составляет 0,1% (г. Москва), 0,8% (г. Владивосток), 1,1% (г. Магадан), 2,5% (г. Тамбов). Поскольку местные бюджеты за последние годы лишились нескольких налогов (на рекламу, на наследование и дарение, на пользователей автомобильных дорог и др.), они стремятся компенсировать сокращение доходных статей за счет увеличения объема других собственных источников финансирования, прежде всего за счет поступлений по оставшимся местным налогам - земельному и налогу на имущество физических лиц. Ситуация с финансированием местных бюджетов усугубилась в условиях современного финансово-экономического кризиса, приведшего к существенному сокращению перечислений из федерального бюджета.
Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.
Наблюдаются низкая собираемость имущественных налогов и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день одним из важнейших имущественных налогов является налог на имущество физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета, а кроме того подвергается постоянным изменениям и корректировкам.
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию налога на имущество физических лиц на основе проведанного исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность налога на имущество физических лиц;
- Рассмотреть практику налогообложения недвижимости физических лиц за рубежом;
- Рассмотреть основные элементы налога на имущество физических лиц;
- Рассмотреть практику исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
Объектом исследования выступает налог на недвижимость физических лиц.
Предметом исследования выступает стратегия налогообложения недвижимости физических лиц.
Период исследования 2014-2015 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, труды отечественных авторов в области налогообложения, практические примеры.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: исторический, абстрагирование, нормативный, формальный.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы курсовой работы, определяется цель работы, выявляются задачи исследования, определяется период, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе исследуются теоретические основы налогообложения имущества физических лиц. Вторая глава посвящена исследованию практических аспектов налогообложения имущества физических лиц.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формируются основные выводы.
Список использованных источников содержит все основные источники информации использованные при написании курсовой работы.
Глава 1. Экономическая сущность и история развития налога на имущество физических лиц
1.1 Сущность налога на имущество физических лиц
Большинство федеральных и региональных налогов и сборов, установленных в декабре 1991 г., представляли собой принципиально новые виды обязательных отчислений. Система местных налогов и сборов в первой половине 1990-х гг. в большей степени сохраняла черты прежнего советского периода. Прежде всего, это относится к налогообложению имущества физических лиц и различного рода сборам [21, с. 269].
В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» [4] к местным налогам были отнесены следующие: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Налогом на имущество физических лиц признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения.
Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.
Сущность налогов выражают их функции, которые отражают определенную сторону налоговых отношений. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налогов на имущество физических лиц – это проявление их сущности в действии, способ выражения его свойств.
Из определения налогов на имущество физических лиц вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности. Эта функция налога называется фискальной либо финансовой (от латинского fiscus – государственная казна). В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, финансовая функция превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов [25, с. 107].
По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения, способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это делается с помощью налогов.
В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Ей присуще единственное свойство – максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются [21, с. 272].
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом. Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др. [15, с. 25-34].
Эти две функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, в то же время, они находятся во взаимном противоречии.