В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – «зарабатывание прибыли». В условиях перехода к рыночным отношениям анализ финансовых результатов стал занимать одно из ведущих направлений в области бухгалтерского и управленческого учета деятельности предприятия. Опыт работы многих отечественных предприятий показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские компании теряют значительную часть доходов.
Для эффективного управления предприятием необходимо представлять, за счет чего формируются финансовые результаты, а так же какие факторы оказывают влияние на составляющие финансовых ресурсов.
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо и косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже не специалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа [23, с. 117-118].
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию успешно осуществить свою деятельность [27, с. 212].
В силу всего выше сказанного очень трудно переоценить актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы работы, ведь именно анализ прибыль позволяет ее максимизировать и как результат этого улучшить финансовые результаты а следовательно и финансовое состояние организации в целом. Так же изучая данную тему можно ответить на следующие весьма интересные в настоящее время вопросы, какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов финансового менеджмента — аналитическому обоснованию решений по управлению прибыльностью и рентабельностью фирмы.
Цель курсовой работы заключается в исследовании финансового результата и разработке рекомендаций по повышению прибыли предприятия..
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- Определена роль и понятийный аппарат прибыли
- Изучена методика анализа пребыли предприятия
- Проведен анализ прибыли предприятия
- Разработаны мероприятия для увеличения прибыли предприятия
Объектом исследования в данной дипломной работе является открытое акционерное общество «585». Компания «585» является крупным российским производителем угля и продуктов его переработки, одним из лидеров на рынке металлотрейдинга в России.
Теоретической и методологической основной исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам анализа прибыли и рентабельности и политики управления прибылью и рентабельностью предприятии, такие как Ковалев В.В., Шеремет А.Д., Крылов Э.И. и др.; законодательные и нормативные акты, статистическая информация и данные учета и отчетности объекта исследования. В работе использовались следующие методы исследования:
Исследование проводилось по материалам бухгалтерской отчетности за 2008 – 2009 годы.
-
Теоретические основы анализа прибыли
1.1. Экономическая сущность прибыли
В современной экономической науке термин "прибыль" и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности [10, с. 98].
В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш. В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами экономического субъекта хозяйствования и расходами, в том числе и полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные подходы к ее определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т.д. прибыль), экономико-математический [17, с. 405-406].
В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" составим модель построения прибыли (рис. 1.1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.
┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐
│ Доходы │ │ Расходы │
├─────────────────────────────────┤ ├───────────────────────────────────┤
│Выручка (нетто) от продажи │ │ │
│товаров, продукции, работ, услуг │ │Себестоимость проданных товаров, │
│(за минусом налога на добавленную│ - │продукции, работ, услуг │
│стоимость, акцизов, экспортных │ │(стр. 020) │
│пошлин и других аналогичных │ │ │
│обязательных платежей) (стр. 010)│ │ │
└───┬─────────────────────────────┴───┴───────────────────────────────────┤
│Валовая прибыль (брутто-прибыль) (стр. 029) │
└─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┤
- │Коммерческие и управленческие расходы │
│(стр. 030 + стр. 040) │
┌──────────────────────┴─────────────────────────────┬─────────┘
│ Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050) │
┌──────────┴──────────────────────┬───┬─────────────────────────┴─────────┐
│Проценты к получению (стр. 060) │ │Проценты к уплате (стр. 070) │
├─────────────────────────────────┤ ├───────────────────────────────────┤
│Доходы от участия в других │ │ │
│организациях (стр. 080) │ │ │
├─────────────────────────────────┤ - ├───────────────────────────────────┤
│Прочие операционные доходы │ │Прочие операционные расходы │
│(стр. 090) │ │(стр. 100) │
├─────────────────────────────────┤ ├───────────────────────────────────┤
│Внереализационные доходы │ │Внереализационные расходы │
│(стр. 120) │ │(стр. 130) │
└──────────┬──────────────────────┴───┴─────────────────────────┬─────────┘
│ Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140) │
┌──────────┴──────────────────────┬───┬─────────────────────────┴─────────┐
│Отложенные налоговые активы │ │Отложенные налоговые обязательства │
│(стр. 141) │ - │(стр. 142) │
├─────────────────────────────────┤ ├───────────────────────────────────┤
│ │ │Текущий налог на прибыль (стр. 150)│
└──────────┬──────────────────────┴───┴─────────────────────────┬─────────┘
│Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 190)│
└────┬───────────────────────────────────────────────┴─────┐
│ Справочно: │
│Базовая прибыль (убыток) на акцию │
│Разводненная прибыль (убыток) на акцию │
└─────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1.1. Схема формирования показателей прибыли
Валовая прибыль - первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, валовая прибыль - это разность показателей "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Не противоречит действующему Положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.
Вместе с тем валовой прибылью обозначают конечную общую или суммарную прибыль отчетного периода. Например, Словарь экономических терминов дает следующее определение: "Валовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов".
Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: "Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость" [28, с. 307-309].
Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г.В. Савицкая: "Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)".
Тем не менее, несмотря на несогласованность в понимании содержания валовой прибыли, для целей учета и анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
Прибыль от продаж - следующий показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.
Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками. Современный экономический словарь бухгалтерскую прибыль трактует как прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанную по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Противником такого подхода в обозначении прибыли до налогообложения и бухгалтерской прибыли как синонимов выступает Энтони Роберт: "Следует отличать ее (бухгалтерскую) от налогооблагаемой прибыли". Этому есть веские основания, поскольку бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль в соответствии с МСФО (IAS) 12 по своей величине практически никогда не совпадают ввиду того, что бухгалтерский учет по МСФО строится в соответствии с методом начисления, а российские правила налогообложения могут предписывать кассовый метод отражения доходов и расходов. Поэтому под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.