Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
1.1. Понятие и сущность стратегического анализа
1.2. Методы стратегического анализа
1.3. Этапы проведения стратегического анализа
Глава 2. Анализ стратегии развития ПАО «НЛМК» и пути ее совершенствования
2.1. Общая характеристика деятельности ПАО «НЛМК»
2.2. Анализ стратегического положения ПАО НЛМК
2.3. Рекомендации по развитию ПАО НЛМК
Заключение
Список литературы
В последнее время в отечественной экономической литературе появились исследования, связанные с организацией стратегического анализа и планирования на предприятиях. Однако, в них дается лишь общая характеристика процесса стратегического анализа и планирования.
Существуют различные точки зрения на основную цель, которую преследует стратегический анализ. Но, безусловно, что все эти взгляды носят смежный характер, и различаются они между собой лишь определенным акцентированием тех или иных областей. Наиболее обще можно констатировать, что основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии. Проще говоря, поиск факторов стратегического успеха компании.
Одним из результатов стратегического анализа является формулирование общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.
Целью курсовой работы является анализ и оценка стратегического положения ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (далее ПАО «НЛМК»).
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегического анализа;
- определить методы стратегического анализа;
- раскрыть информационную базу стратегического анализа;
- охарактеризовать ПАО «НЛМК»;
- проанализировать стратегического положение ПАО «НЛМК»;
- предложить рекомендации по развитию ПАО «НЛМК».
При написании курсовой работы использовалась учебная и методическая литература, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности ПАО «НЛМК».
Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
1.1. Понятие и сущность стратегического анализа
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере. В этих условиях большое значение отводится продвижению в практику предприятий идей и технологий стратегического управления развитием.
Область стратегических решений обширна: выбор направлений деятельности, приоритета ресурсов, главных долговременных партнеров, организационной формы партнерства, способов развития потенциала, возможностей использования сильных сторон предприятия, снижения отрицательных последствий слабых и угроз внешней среды, конкурентной и инновационной антикризисной политики.
Стратегический характер приобретают применение ресурсов, их логистика (потоки, распределение, хранение, доставка), функции структурных звеньев, деловые процессы и продуктовые проекты. Важно видеть долговременное развитие как самой производственно-хозяйственной системы предприятия в целом, так и каждого ее элемента.
Для того чтобы раскрыть эту тему необходимо сначала уточнить что подразумевает слово «стратегический».
Его можно рассматривать с двух сторон: в первом случае «стратегический» – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, во втором случае под «стратегическим» понимается долгосрочное качественно определенное направление развития.
Т.е. это может быть, как четкий план развития, так и просто обозначенное направление. И оба этих понимания имеют право на существование, они применяются, просто, когда идет употребление такого сочетания, то надо четко понимать в каком смысле оно употребляется, дабы избежать недопонимания в дальнейшем.
Итак, перейдем теперь именно к стратегическому анализу: что это, зачем и т.д.
Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Можно выделить следующие три компонента стратегического анализа.
- Цель, задачи, ожидания и полномочия
Этот первый компонент стратегического анализа определяет цель, основные задачи, ожидания и силовые (властные) отношения внутри организации. Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются.
Цель определяет смысл существования организации и характер ее деятельности. Основные задачи устанавливают, что организация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном плане для достижения цели.
- Анализ внешней обстановки
Вторым компонентом стратегического анализа является исследование внешней обстановки или характеристик внешней среды, и которой действует организация. Принципы анализа внешней обстановки: организация существует на фоне сложной внешней обстановки, которая включает множество элементов (политические, технологические, социальные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией важнейшие стратегические вопросы.
Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации. Микросреда - это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ей соответствует понятие «ближнее окружение» организации. Оно включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организации, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов.
Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций.