ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1. Сущность прибыли предприятия, ее виды и источники формирования
1.2. Основные функции прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО ««ЛУКОЙЛ-НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ»
2.1. Краткая характеристика ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»
2.2. Оценка эффективности использования прибыли ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»
2.3. Факторный анализ прибыли ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ООО «ЛУКОЙЛ-НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прибыль является экономической категорией, выражающей финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Общая сумма прибыли составляет результаты и указывает на масштабы деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижению затрат на производство.
Главным предназначением прибыли считается отображение результативности производственно-сбытовой деятельности фирмы. Это определено тем, что в размере прибыли должно находить отображение совпадение индивидуальных затрат предприятия, которые связаны с производством и реализацией своей продукции и которые выступают в форме себестоимости, общественно нужных затрат, косвенным выражением которого - цена изделия. Рост прибыли в условиях стабильности оптовых цен указывают о понижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В условиях рыночной экономики прибыль выступает как основной показатель анализа хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, которые обобщают итоги хозяйствования. По прибыли можно установить рентабельность, освоить результативность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.
Целью написания курсовой работы является изучение путей повышения прибыли предприятия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность прибыли;
- раскрыть порядок определения доходов и расходов для целей налогообложения;
- оценить особенности формирования доходов и расходов для начисления налога на прибыль на примере коммерческого предприятия;
- определить проблемы налогообложения прибыли;
- найти пути повышения прибыли на основании выявленных проблем.
Объектом изучения ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
Предметом изучения является прибыль предприятия.
В ходе выполнения работы будут использоваться нормативно-правовые документы, научно-методическая литература, труды современных отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1. Сущность прибыли предприятия, ее виды и источники формирования
Прибыль является экономической категорией, выражающей финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Общая сумма прибыли составляет результаты и указывает на масштабы деятельности предприятия. С экономической точки зрения прибыль – деятельность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Таким образом, прибыль – это часть добавочной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Прибылью считается положительный финансовый результат, отражающий превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. Сравнение прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия.
Доходы организации являются основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль предприятия характеризуется разнообразием видов, в которых она выступает. Общее понятие «прибыль предприятия» - это самые разнообразные ее виды, которые характеризует в настоящее время несколькими десятками терминов. Приведем классификацию прибыли для более глубокого понимания данной темы.
В основу классификации следует включить следующие признаки: характер отражения в учете; характер деятельности предприятия; основные виды хозяйственных операций предприятия; основные виды деятельности предприятия; состав формирующих элементов; характер налогообложения; характер инфляционной «очистки»; достаточность уровня формирования; рассматриваемый период формирования; характер использования; степень использования; значение итогового результата хозяйствования.
На рис. 1.1 представлена связь показателей прибыли.
Несмотря на сравнительно большой перечень проанализированных классификационных признаков, он, тем не менее, не отображает всего разнообразия видов прибыли, которые используются в научной терминологии и предпринимательской практике.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли.
Первый источник сформируется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или редкости продукта. Поддержание данного источника на сравнительно большом уровне предполагает устойчивое обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
Второй источник соединен прямо с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Результативность его применения зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту устойчиво изменяющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Размер прибыли в этом случае зависит, во-первых, от строгости выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции; во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг; в-третьих, от объемов производства; в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развития рыночных механизмом ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
1.2. Основные функции прибыли
Прибыль как основная категория рыночных отношений осуществляет обусловленные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, который получен в итоге деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить нельзя. Подобного универсального показателя и не может быть. Собственно, поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отображает итоговый финансовый результат. Совместно с тем на размер прибыли, ее динамику влияют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Почти вне сферы влияния предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы воздействуют на прибыль не прямо, а через объем продаваемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата нужно сравнить стоимость объема продаваемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, которые используются в производстве.
Во-вторых, прибыль имеет стимулирующую функцию. Ее содержание состоит в том, что она в то же время является финансовым итогом и важнейшим элементом финансовых ресурсов предприятия. В системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия прибыли относится к главенствующей роли. Чем больше величина генерирования прибыли предприятием в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его надобность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях — тем выше уровень самофинансирования его развития, увеличения конкурентной позиции предприятия на рынке. Доля чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после оплаты налогов и прочих неизбежных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В-четвертых, прибыль считается основным источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли выражается прежде всего в том, что средства, которые перечисляется в бюджеты разнообразных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации многообразных общегосударственных и местных социальных программ, которые обеспечивают «выживание» некоторых социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
В-пятых, прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.