Курсовая работа|Финансовый менеджмент

Курсовая Пути повышения эффективности расходов бюджетных средств

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2009 | Страниц: 42

Введение

Глава 1. Бюджетная система и расходование бюджетных средств

1.1.  Сущность   и  функции   бюджета

1.2. Основы планирования и финансирования расходов бюджета

Глава 2. Расходы областного бюджета Нижегородской области и источники финансирования

2.1.  Основные подходы к формированию областного бюджета

2.2. Источники финансирования дефицита бюджета

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бюджетов всех уровней

3.1. Общие  недостатки бюджетной системы  РФ

3.2. Проблемы,  лежащие  в основе совершенствования  бюджетной   системы

Заключение

Список литературы

Приложение  

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии эко­номической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирова­ние с помощью  финансовой системы, главным звеном которой является государст­венный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фон­дов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расхо­дования ресурсов государства, дает политической власти реальную возмож­ность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную пере­стройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечи­вать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране зави­сит от того, насколько  бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

  В связи с этим для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на территориальном уровнях, изучение бюджетной сис­темы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реаль­ной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, обрели в настоящее время особую актуальность.

Исходя из этого целью крсовой работы явились изучение и анализ расходования средств бюджета субъекта Федерации.

 

Глава 1. Бюджетная система и расходование бюджетных средств

1.1.  Сущность   и  функции   бюджета

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства  основополагающую   роль  играет  финансовая система   государства,  одной  из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное  воздействие  на  формирование  и  использование денежных  ресурсов.  С помощью бюджетных средств го сударственные и местные  органы  власти  получают  финансовые ресурсы  на содержание аппарата  власти,  органов  обороны и  безопасности,  реализацию социальных мероприятий  и  решение   экономических  задач,   т.  е.  на  выполнение  государством  своих  функций перед  обществом через  органы  власти.

Бюджет   —  есть  категория  экономическая.  Бюджет   по своей  природе  является экономическим  базисом  государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят  к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни  общества. По  экономической  сущности бюджет  представляет  собой  денежные отношения,  возникающие  между  государством  и обществом по поводу перераспределения части национального  дохода  (частично  национального  богатства)   в связи   с  образованием  и  использованием  бюджетного   ресурса,  предназначенного для  финансирования  народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны  и государственного управления.

Бюджет  не  только  категория историческая,  экономическая,  но  и  политическая. Его  возникновение и  развитие   связано с зарождением, формированием и развитием политического  строя  государства.  Бюджет  — это  и социальная категория, определяющая  социальные отношения  в  обществе   и  государстве.  Государство,   используя бюджет  в качестве  одного  из  основных и действенных инструментов,  непосредственно  воздействует  на социальную сферу  и  жизнь  общества.

Проблема понимания  природы   бюджета  обусловлена  не только  тем,  что  бюджет  понятие  экономическое,  историческое,   социальное,  политическое  или  правовое,  но  главное, что  бюджет   есть  понятие  финансовой  науки,   жестко   связанное   с  категорией  "государство". Федеральный бюджет является основным планом  государства,   позволяющим  органам   власти   осуществлять  свои властные  полномочия в экономической,  социальной, политической  и иных  областях  и сферах  деятельности. Государственный    бюджет   отражае т   реальны е   ресурсы    финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих  возможности государства  по выполнению возложенных на него функций. Бюджет  фиксирует конкретные направления  расходования  денежных   средств,   распределение  части  национального дохода  и внутреннего валового  продукта  (ВВП),   что  позволяет  ему  выступать   в  качестве   эффективного  регулятора   экономики.

По   своей   структуре,   с  одной   стороны,  бюджет  —  это форма образования и расходования ресурса денежных средств,   а  с  другой  — это  смета  (роспись) доходов  и  расходов  денежных   средств  в  целях  финансового  обеспечения задач и выполнения функций  государством и территориальны ми  органами власти  в  соответствии с  бюджетной классификацией. С точки  зрения  формирования бюджетов  (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства,   обеспечивающая  решение  задач:

  • перераспределения внутреннего валового   продукта;
  • государственного регулирования и   стимулирования экономики;
  • финансового обеспечения бюджетной сферы и  осуществления социальной политики государства;
  • стабилизации кредитно-денежной системы государства;
  • удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата  управления, органов  обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;
  • регулирования экономической и социальной видов  деятельности субъектов  хозяйствования и развития инфраструктуры  территорий;
  • разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
  • обеспечения международных и   межгосударственных договорных  обязательств;
  • контроля за образованием и  использованием  централизованных фондов  денежных  средств  и т. д.

Функции бюджетов  заложены в их сущности, которые проявляются через  их свойства.  Основными функциями бюджетов  являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов  денежных  средств  по  уровням  органов власти  государственного и местного  управления. Важное  значение   в  распределении  бюджетных   средств  отводится   фондам:  резервному, развития,  поддержки субъектов  РФ.  С  помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную   жизнь   страны,  экономическое  развитие   территорий  и  отраслей  производства,  социальную сферу.  Регулируя экономическую сферу и отношения в ней,  государство целенаправленно усиливает  или  сдерживает   темпы  роста  производства,  ускоряет  или  снижает   рост  капиталов и  частных сбережений, изменяет структуру спроса  и предложения, регулирует   социальное  обеспечение  членов   общества.

Перераспределительная         функция   национального      дохода и ВВП  проявляется непосредственно на  стадиях  образования доходов бюджетов  и распределения бюджетных  ресурсов.  В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное  изъятие   в  пользу  государства   части   ВВП,   созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства  государственного бюджета в первую очередь направляются  на   финансирование   структурной  перестройки экономической сферы, комплексных целевых  программ, наращивание  научно-технического потенциала  и  мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев  населения.

Через   бюджетные  расходы  финансируются бюджетополучатели   — организации  производственной  и  непроизводственной сфер.  В бюджетах  любого  уровня  бюджетной системы определены только  размеры бюджетных расходов  по статьям  затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов  занимаются бюджетополучатели. За  счет расходов   бюджета   происходит  перераспределение  бюджетных  ресурсов  по  уровням бюджетной системы через  систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы  бюджета в основном носят  безвозвратный характер.  На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов  ежегодно  устанавливается бюджетным планом (сметой)  и  зависит, как  и  бюджетные доходы, от экономической ситуации и  приоритетов государства.

Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов.  То  есть налоговые доходы  и бюджетные расходы  выступают  в  качестве   инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли  народного хозяйства, атомной энергетики,  машиностроения,  агропромышленного комплекса,  жилищного строительства.

Бюджетные  средства  содержат социальную  направленность,  проявляющуюся в  непосредственной  поддержке членов  общества,  в  первую  очередь,   в  поддержке наименее  защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования,  культуры,   жилищно-коммунального  хозяйства.

Функция  планирования  бюджетов  предполагает:

  • определение бюджетной политики,   целей,   задач   и выбора  путей  их  достижения;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех  уровней  бюджетной  системы;
  • определение потребности денежных   средств   в  целях финансового обеспечения функций,  возложенных на  органы власти,   и  решения задач,  стоящих   перед  обществом и  государством;
  • разработку и обоснование  оптимальных путей  развития  бюджетов  с  целью  выработки предложений  по  укреплению  бюджетов  на  основе  прогнозных  (расчетных) данных;
  • разработку и обоснование проектов   бюджетов,   их  доходной  и  расходной  частей  применительно к  бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ  федеральному  Собранию РФ  на  очередной финансовый год;
  • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция  организации  бюджетов  предполагает:

  • определение бюджетного устройства    и   бюджетной классификации;
  • определение порядка составления,  рассмотрения,  утверждения и  исполнения бюджетов;
  • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный  процесс с позиций обеспечения бюджетов  финансовыми  средствами;
  • разграничение полномочий законодательных и  исполнительных органов   власти  всех  звеньев  бюджетной системы;
  • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и  соответствующих потребностям  и  задачам   бюджетной  политики;
  • определение структуры контрольных  органов,  ответственных   за  формирование  и  исполнение  бюджетов.

Контрольная функция  бюджетов   действует   одновременно  с  распределительной и  предполагает возможность  и  обязательность  органов   государственного  и  местного   контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств.  Контрольная  функция бюджета  имеет  конкретную форму  проявления  и  реализуется по  следующим  направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов  в  бюджеты  и  внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

1.2. Основы планирования и финансирования расходов бюджета

Расходы   бюджетов   представляют  собой   процесс   планирования,  выделения  и  использования  финансовых  средств, аккумулированных в бюджетах  всех  уровней  бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.

Главное   звено   в  бюджетной  системе   — это  финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач  и  функций,  возложенных на  органы  власти.  В соответствии  с бюджетной политикой и функциями государства  формируется  система   бюджетных   расходов   по  направлениям использования бюджетных  средств  на  основе  росписи функциональной бюджетной классификации.  В соответствии с классификацией расходов,  наиболее важными признаками классификации расходов являются признаки уровня  бюджетных   расходов   (федерального,  регионального,  местного)  и экономического содержания бюджетных  расходов.  Расходы  бюджетов  в зависимости от их экономического содержания  подразделяются на две группы:  текущие  и капитальные.

Текущие расходы  бюджетов   представляют  собой   основную  часть   расходов   бюджетов   всех  уровней,  обеспечивающих  текущее   функционирование  органов   власти,  бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим  бюджетам  и отраслям экономики в виде:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату  товаров   (работ,  услуг),  по  договорам  между  юридическими и/или физическими лицами;
  • трансфертов населению (финансирование обязательных выплат  населению в  виде  пенсий,  стипендий, пособий, компенсаций и т. д.);
  • кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;
  • ссуд, дотаций, субсидий  и  субвенций  бюджетам   других  уровней  бюджетной системы;
  • грантов юридическим и физическим лицам на  выполнение  НИР;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

Трансферты для финансовой поддержки субъектов  РФ выделяются из  федерального  фонда   финансовой поддержки субъектов   РФ,   образуемого  из   средств   федерального  бюджета.  Трансферты  выделяются для  покрытия текущих  расходов и не влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций. 

  1. Александров И. М.   Налоги   и  налогообложение:  Учебник.  — М.:  ИТК  "Дашков  и К0 ", 2006.
  2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы:  Учебник.  — М.:  Финансы,  Юнити,  2008.
  3. Балабанов И. Т.  Банки и банковское дело:  Учебник.  — СПб.:  Питер,  2005.
  4. Борисов Е.   Ф.  Экономическая  теория :  Учебник.  —  М.: Юрист,   2002.
  5. Бочаров В. В.   Инвестиции:   Учебник.  —  СПб.:    Питер, 2003.
  6. Брызгалин А.  В.  и др.  Методы  налоговой оптимизации.  — М.,  2006.
  7. Бюджетный кодекс РФ.  — М.,  2008.
  8. Бюджетная система России:  Учебник/Под  ред.  Г.  Б. Поляка.   —  М.:   Юнити,  2003.
  9. Бюджетная система РФ:  Учебник /Под  ред.  М.  В.  Ромадановского,    О.   В.   Врублевской.   —  М.:    Юрист,   2008.
  10. Вахрин П.  И.  Бюджетная  система   РФ:  Учебник. — М.: ИТ К  "Дашков   и  К 0 " , 2007.
  11. Ведута Е.  Н.  Стратегия и  экономическая  политика государства:  Учеб. пособие. — М.:  Академический проспект,  2003.
  12. Вышегородцев М.  М.  Управление бюджетом:   Курс  лекций.  — М.:  Дис,  2002.
  13. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ:  Учебник.  —  М.:   ИТ К   "Дашко в  и  К 0 " , 2005.
  14. Горбунова О.   Н.   Финансовое  право:    Учебник.   —  М.: Юрист,   2006.
  15. Коробкова Г.   Г.   Банковское   дело :   Учебник.   —  М.: Юрист ,  2007.
  16. Костина Н.  И.  Финансовое  прогнозирование  в  экономических  системах:   Учеб.  пособие.  — М.:  Юнити,  2002.
  17. Мысляева И.   Н.   Государственные   и   муниципальные финансы:  Учебник. — М.:  Инфра , 2003.
  18. Налоговый кодекс РФ. Част ь I и  И.  — М., 2008.
  19. Федеральный закон от   22  декабря   2005  г.  №   176-ФЗ "О бюджетной классификации  Российской  Федерации"
  20. Поляк Г.  Б.  Бюджетная  система   России:  Учебник.  — М.:  Юнити,  2006.
  21. Поляк Г.   Б.   Налоги    и   налогообложение:   Учебник.   — М.:   Юнити,  2006.
  22. Рой О.  М.  Система   государственного  и  муниципального  управления :  Учеб.  пособие.  — СПб.:   Питер ,  2003.
  23. Солянникова С.   П.   Бюджеты   территорий .   —  М.:   Финансы   и  статистика,  2003.
  24. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное  прав о  РФ :  Учеб.  пособие.  — М.:   Приор,  2007.
  25. Химичева Н. И.   Финансово е   право:   Учебник.    —  М.: Юрист ,   2003.
  26. Финансовы й менеджмент: Учебник / Под   ред.   Г.   Б. Поляка.   —  М.:   Юнити,   2007.
  27. Финансы . Денежно е  обращение .   Кредит :   Учебник / Под   ред.  А.  А.   Дробышевой.  —  М.,   Финансы,   Юнити,   2007.
  28. Экономическая теория: Учебник   / Под  ред.  А.  Г.  Гряз- новой,   Т.   В.   Чечелевой.   —  М.:   Экзамен ,   2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансовый менеджмент
2016 год 52 стр.
Курсовая Операционный риск в управлении прибылью организации
Telesammit
Курсовая работа Финансовый менеджмент
2017 год 52 стр.
Курсовая Совершенствование управления основным капиталом организации
Telesammit
Курсовая работа Финансовый менеджмент
2012 год 40 стр.
Курсовая Оценка финансового состояния организации
Telesammit
Курсовая работа Финансовый менеджмент
2009 год 25 стр.
Курсовая Анализ прибыли и рентабельности предприятия
diplomstud
Курсовая работа Финансовый менеджмент
2012 год 30 стр.
Курсовая Оценка финансового состояния предприятия
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское