Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.
В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц.
Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Решение проблемы повышения эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему страны требует формирования и применения на практике гибкой стратегии налоговых органов, основанной на качественном анализе и планировании заданий поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Сущность налоговой системы, ее роли и функциям посвящены труды таких авторов, как Алахвердиева Б.А., Богланов Е.П., Буркальцева Д.Д., Горский И., Гутиева К.Т., Дадашев А.З. и другие. Структура современной налоговой системы исследовалась Канакбиевой А.Б., Махдиевой Ю.М., Муслимовой З.А., Парыгиной И.А., Ридель Л.Н., Сапожниковой Е.Ю., Мельник А.А., Юткиной Т.Ф. и другими. Многие исследователи в своих публикациях предлагают направления совершенствования налоговой системы. Среди таких авторов можно отметить Болотаеву А.А., Булкаеву Р.А., Бортник В.О., Заяц Т.И., Марьянову С.А., Понемасова А.Д., Ремпель А.В., Швецову Ю.Г, Челнокову И.Ю. и других.
Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Изучить сущность, функции и роль налоговой системы
- Рассмотреть принципы построения налоговой системы
- Изучить систему налогообложения РФ
- выполнить анализ доходов, администрируемых ФНС РФ
- Проанализировать перспективы развития системы налогообложения самозанятых граждан.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, связанной с обеспечением эффективного развития налоговой системы Российской Федерации.
Предметом работы является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налоговой системы.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ деятельности налоговой системы.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и исследователей проблемам деятельности налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
- Сущность, функции и роль налоговой системы
До настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения - понятия налоговая система.
Обобщая мнения различных авторов, под налоговой системой будем понимать предназначенную для обеспечения поступлений законно установленных, экономически обоснованных налогов совокупность элементов, основными из которых являются плательщики налогов, налоговые агенты и налоговые органы с соответствующими законодательству взаимосвязями и властными полномочиями.
Основными задачами налоговой системы являются:
- обеспечение государства финансовыми ресурсами;
- регулирование экономики;
- решение социальных задач.
Функции налоговой системы - это устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налоговой системы.
В современной научной экономической литературе нет единой трактовки функций налоговой системы. Финансово - кредитный энциклопедический словарь под редакцией Касьянов А.В., выделяет три основные функции (фискальную, регулирующую и контролирующую) и две подфункции (стимулирующую и воспроизводственную)[1].
Из самой природы налоговой системы вытекает фискальная функция, то есть предоставление государству тех финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения его деятельности. У физических и юридических лиц изымается часть их дохода, которая идет на образование центрального денежного фонда, подержание государственного аппарата, оборону страны, а также на ту часть непроизводственной сферы, которая не имеет собственного дохода или имеет его в недостаточном объеме для обеспечения дальнейшего развития (наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).
Чем выше уровень развития общества, тем больше средств государству необходимо для проведения экономической и социальной политики, а также на содержание управленческого аппарата.
Регулирующая функция заключается в том, что, благодаря возможности государства взимать и распределять налоги, происходит регулирование деловой активности и решение различных социальных задач, также налоги используются для сглаживания экономического цикла.
Контрольная функция позволяет оценить эффективность механизма налогообложения, выявить необходимость внесения доработок и изменений в налоговую систему, а также обеспечить контроль над движением финансовых ресурсов.
Марьянова С.А., помимо перечисленных выше, выделяет распределительную функцию. Данная функция заключается в том, что с помощью налогов происходит перераспределение средств на экономические и социальные нужды И. Горский исходит из того, что у налогов есть лишь одна функция - фискальная, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога[2].
Обобщенно функции налоговой системы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика функций налоговой системы]
Функция
|
Характеристика
|
Финансовая
(фискальная)
|
Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства. Реализация этой функции заключается за счет налогового контроля и санкций, обеспечивающих максимальную собираемость налогов Она заключается в отчуждении части доходов налогоплательщиков в государственную казну для обеспечения государственных нужд.
|
Распределительная
|
Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней Реализация этой функции позволяет выравнивать доходы и затраты налогоплательщиков, перенаправлять инвестиционные потоки между различными отраслями экономики, распределять доходы между бюджетами всех уровней и т.д.
|
Стимулирующая
|
Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики. За счет реализации данной функции осуществляется поддержка отечественны товаропроизводителей, в частности, российского автопрома и т.д.
|
Контролирующая
|
Суть данной функции состоит в соблюдении или несоблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различны субъектов экономики. Дает возможность государству контролировать. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.
|
Рассмотрим роль налоговой системы. Любое государство для выполнения своих прямых обязательств, таких как поддержка социально-экономических программ, максимальная обороноспособность и так далее, необходимо иметь хорошее финансовое состояние всей экономики. Издревле (Древняя Греция) основным источником для государства всегда были налоговые поступления от народа.
Налоговая система, которая максимально оптимально отвечает всем внутренним и внешним факторам, которые могут как негативно, так и положительно воздействовать на нее всегда будет приносить большую выгоду.
Такая система должна отвечать одновременно интересам государства и предпринимательской деятельности, именно это будет золотой середины, которая устраивает всех. Налоговое бремя всегда была тема, которая вызвала споры, что лишь придает ей важность в качестве измерителя налоговой системы. Государственные услуги формируют особый «рынок».
Оценку стоимости общественных благ и их реализацию возможно осуществить путём государственных расходов. В основе формирования комплексной меры стоимости совокупных государственных услуг лежат обязательные налоговые начисления. «Ценообразованию» государственных услуг присуща монополия со стороны, непосредственно, государства.
Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по полной и своевременной, исходя из установленных сроков, уплате налоговых платежей в бюджет государства и в государственные внебюджетные фонды.
Данная обязанность должна выполняться ими, несмотря на несогласие в отношении условий (величина, размер, ставка и другие) уплаты налогов, а также, если налогоплательщики не обладают необходимыми средствами для осуществления налоговых платежей и, тем самым, реализации обязательств перед государственной казной. Высокое налоговое бремя вынуждает налогоплательщиков нашей страны уходить в теневую экономику, что позволяет им экономить и сохранять свою стабильность на рынке[3].
Государство в свою очередь, чтоб сокращать бюджетные расходу будет увеличивать объем налогов или вводить дополнительные налоги. Все это ведет к замкнутому кругу, который до добра не приведет экономику РФ.
Следовательно, государство заинтересовано в рациональном подходе налоговой политики, которое позволит в полном объеме получать налоговые поступления в бюджет и внебюджетные государственные фонды. Как и в любом обществе, которое считается демократическим, происходит столкновение интересов, где каждая сторона пытается получить свою выгоду. Именно такие процессы позволяет найти компромисс, который выражается в равновесие налогового бремени - это равновесная доля налогов, в которой устанавливается налоговая ставка, позволяющая выполнять свои прямые обязанности государства в соотношение спроса общественных услуг государства и предложения поступления источников денежных доходов от налогоплательщиков.
С давних времен налоги являлись главным источником дохода для государства, поэтому экономическая политика строится в-первую очередь вокруг налогов и потом лишь за счет других инструментов. Субъекты Российской Федерации всегда испытывали нехватку денежных средств, поэтому региональные налоги и эффективность сборов являются главным источником пополнением местной казны.