Введение
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой части бизнес-плана
1.1. Бизнес-план. Сущность, признаки, функции
1.2. Финансовый план как основной раздел бизнес-планирования
1.3. Денежные потоки предприятия
Глава 2. Характеристика предприятия, организационная и маркетинговая часть бизнес плана
2.1 Краткая характеристика организации
2.2. Организация и маркетинг
Глава 3. Разработка финансовой части бизнес-плана
3.1. Производственные показатели проекта
3.2. Финансовый раздел бизнес-плана
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- оценить соответствие персонала фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;
- оценить материальное и финансовое положение фирмы, соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
Актуальность выбранной темы определяется тем, что разработка финансовой части бизнес-плана в условиях рыночной экономики - необходимый атрибут современного управления любым предприятием.
Цель курсовой работы - разработка финансовой части бизнес-плана. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы составления финансовой части бизнес-плана;
- дать характеристику исследуемому предприятию;
- разработать бизнес-план розничной сети магазинов.
Глава 1. Теоретические основы составления финансовой части бизнес-плана
1.1. Бизнес-план. Сущность, признаки, функции
Бизнесплан – необходимый элемент любого начинания в бизнесе, существенно повышающий шансы на успех. Экономическая сущность каждого бизнес-плана заключается в том, чтобы ознакомить потенциального инвестора, делового партнера с сутью предлагаемого проекта и заинтересовать им его, поэтому бизнес-план должен содержать ключевые элементы, на которых будет базироваться представленная информация.
Первым таким элементом является краткое описание. В нем излагаются цели и миссия компании, ее положение на рынке, содержится информация об инициаторах проекта, а также о сути и перспективах предлагаемой идеи.
Следующий ключевой элемент бизнесплана – описание предлагаемого пути (путей) решения имеющейся проблемы, то есть каким образом предлагаетcя удовлетворить запросы потребителя, желательно – с демонстрацией конкретных примеров.
Особое внимание в бизнесплане уделяется анализу конкурентов, перечисляются их сильные стороны, а также собственные конкурентные преимущества. Важным моментом является подробное описание главного объекта предлагаемого проекта (товара, работы, услуги и т. п.). Необходимо рассмотреть его вид, функциональность, отличительные особенности, а также перспективы дальнейшего развития.
Фундаментальное значение имеет грамотное представление бизнес-модели предлагаемого проекта. Особое внимание уделяется следующим аспектам: источникам предполагаемого дохода, принципам ценообразования, направлениям дистрибуции и каналам продаж, а также группам потенциальных потребителей. Реализация любого проекта всегда подразумевает определенную степень риска, поэтому одним из ключевых элементов бизнесплана является описание и оценка возможных рисков.
Еще один важный элемент – финансовая часть. Необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия (рассматриваются основные формы отчетности: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс предприятия, отчет о движении денежных средств), а также привести финансовый план. Здесь же формируется предложение для потенциальных инвесторов и деловых партнеров.
Одним из важнейших условий бизнесплана является полнота представления информации. Это означает, что он должен содержать все данные, которые могут быть необходимы потенциальному инвестору или деловому партнеру для принятия решения.
Важнейшей чертой любого бизнесплана является реальность и достоверность его реализации. Все выводы и предложения, содержащиеся в нем, должны опираться на доказательства, подкрепленные конкретными фактами и примерами. Опытный инвестор даже после краткого знакомства с предлагаемым планом поймет, реален он или нет, и в последнем случае потеряет интерес не только к данному проекту, но и к компании как потенциальному партнеру. Необъективность и недостоверность представленной информации может отрицательно сказаться на деловой репутации предприятияинициатора проекта.
Еще одно важное требование, которое соблюдается далеко не всегда, – это компактность. Оптимальный объем стандартного бизнесплана – не более 30 печатных листов формата А4: всю необходимую информацию вполне возможно вместить в такой объем. Потенциальный инвестор (деловой партнер), увидев толстую папку бумаг, может сразу потерять интерес к проекту, возможно, перспективному и взаимовыгодному.
Существуют общепринятые нормы и правила, которыми следует руководствоваться при составлении бизнесплана, чтобы говорить с потенциальным инвестором (деловым партнером) на одном языке. Придерживаясь определенной последовательности изложения, можно быть
Стандартный бизнес-план содержит следующие разделы:
- Описательная часть.
1.1. Резюме проекта
- Реквизиты компании
- Опыт присутствия на рынке
- Характеристика менеджмента
- Описание активов
- Стартовый баланс
1.2. Ключевые финансовые показатели проекта 1.3. Инвестиционный план. 2. Технологический обзор 3. Маркетинговый анализ Анализ рынка на основании открытых источников 4. Операционный план 4.1. Исходные данные для финансовых расчетов: налоги, инфляция, валюты
4.2. План по персоналу 4.3. Общие издержки 4.4. Прямые издержки 5. Финансовый план [17, c. 179]
1.2. Финансовый план как основной раздел бизнес-планирования
Основная задача финансового плана проекта – предоставление потенциальному инвестору (деловому партнеру) информации о финансовом состоянии предприятия, а также о предлагаемом проекте в стоимостном выражении. С помощью финансового плана также оценивается способность рассматриваемого проекта обеспечить приток денежных средств как минимум в объеме, достаточном для выплат по кредитным обязательствам (проценты, погашение кредитов, дивиденды и др.).
Состав финансового плана может варьироваться в зависимости от поставленных задач, но, как правило, включает в себя набор расчетов по следующим статься (с шагом в 1 месяц):
- Исходные данные для финансовых расчетов: налоги, инфляция, валюты
- План по персоналу
- Общие издержки
- Прямые издержки
- Цены продаж в течение проекта
- Объем продаж в натуральных показателях
- Поступления от продаж
- Общие издержки
- Прямые издержки
- Затраты на персонал
- Налоговые выплаты
- Поступления в виде займов
- Выплаты на погашение займов
- Затраты на обслуживание займов
- Формирование акционерного капитала (если предусмотрено проектом)
- Cash flow
- Отчет о прибылях-убытках
- Прогнозный баланс
В финансовый раздел бизнесплана можно включать законодательно утвержденные формы финансовой и бухгалтерской отчетности: баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.
Баланс предприятия – это главная форма бухгалтерской отчетности, в которой представлена информация обо всех активах и пассивах предприятия в стоимостном выражении. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе баланса представлена денежная оценка активов предприятия, в пассиве баланса, соответственно, – пассивов. Иначе говоря, в активе бухгалтерского баланса компании представлена информация о ее имуществе и денежных средствах, а в пассиве – данные об источниках возникновения этого имущества и денежных средств.
Отчет о прибылях и убытках позволяет узнать, является ли данное предприятие прибыльным и каков будет уровень прибыльности после всех имеющихся расходов. Однако этот отчет не дает представления о стоимости компании на отчетную дату (как баланс предприятия), а также о денежных средствах, которыми располагает предприятие (как отчет о движении денежных средств).
Отчет о движении денежных средств показывает, достаточным ли их количеством располагает предприятие, чтобы оплачивать свои текущие обязательства: своевременно рассчитываться с поставщиками, выплачивать заработную плату работникам, оплачивать налоги и обязательные неналоговые платежи, погашать задолженность по кредитам и займам, рассчитываться с учредителями и т. д. Данный отчет также не показывает реальную стоимость компании (как баланс предприятия) и не дает представления об уровне прибыльности компании (как отчет о прибылях и убытках).
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что три перечисленных отчета следует изучать в комплексе.
Помимо перечисленных форм отчетности, для конкретного проекта может понадобиться представление, например, графика погашения кредитов и займов и уплаты процентов по ним, данных об оборотном капитале предприятия, предполагаемого графика уплаты налогов и обязательных неналоговых платежей и др.