Практика экономики развитых стран свидетельствует, что роль малых предприятий является достаточно весомой и важной, их развитие оказывает влияние на экономический рост, на обогащение рынка необходимой качественной продукцией, на формирование дополнительных рабочих мест, то есть участвует в решении многих экономических, социальных и других задач. В каждой экономически развитой стране руководство оказывает огромную помощь малым предприятиям, работоспособные граждане все больше и больше начинают ведение малого бизнеса.
Малые организации целесообразно открывать на потребительском рынке, а также в производстве отдельных узлов и малых агрегатов, полуфабрикатов и других составляющих, предназначенных для производства конечного товара, выпуск которых не является целесообразным для крупных организаций. Все вышеперечисленное обуславливает рациональность комплексного подхода к выявлению места и роли малых предприятий в экономике страны. В малом бизнесе имеются большие резервы, которые можно использовать на благо страны.
Однако, малое предпринимательство в России не слишком развито и имеет множество недостатков. Чтобы вовремя увидеть эти проблемы необходимо вести финансовый менеджмент на малом предприятии.
Актуальность темы исследования заключается в важном значении финансового менеджмента для малых предприятий России.
Целью работы является рассмотрение роли финансового менеджмента для малого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового менеджмента на малом предприятии,
- провести анализ финансовой устойчивости на ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород»,
- сделать выводы о деятельности предприятия с точки зрения финансового менеджмента.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы финансового менеджмента на малом предприятии: понятие и сущность финансового менеджмента, сущность и особенности малого бизнеса, особенности финансового менеджмента малого бизнеса.
Во второй главе проведен анализ финансовой устойчивости на примере ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», а именно: дана краткая харакетристика предприятия, проведен анализ ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности и вероятности банкротства Общества.
-
Теоретические аспекты финансового менеджмента на малом предприятии
1.1 Понятие и сущность финансового менеджмента
Под финансовым менеджментом понимается управление средствами предприятия (активами) и источниками их образования (пассивами).
Под управлением понимается воздействие субъекта на объект с целью достижения определенного результата. В финансовом менеджменте под субъектами понимаются финансовые менеджеры разных уровней, под объектами — средства предприятия и источники их образования. Финансовый менеджмент наряду с производственным, инвестиционным, инновационным и организационным является составной частью общего менеджмента предприятия. Поэтому цели финансового менеджмента подчинены общим целям управления предприятием. Основной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия. Так как в базовом курсе «Финансового менеджмента» рассматривается управление средствами предприятия акционерной формы собственности, как имеющей наиболее сложную структуру капитала, повышение благосостояния его владельцев есть не что иное, как повышение благосостояния акционеров, которое может достигаться за счет [12, c. 154]:
1) увеличения части прибыли предприятия, направляемой на выплату дивидендов;
2) прироста курсовой стоимости акций.
К основным задачам финансового менеджмента можно отнести:
1) обеспечение формирования денежных средств в объеме, достаточном для покрытия потребностей предприятия;
2) обеспечение эффективного использования вложенных средств;
3) оптимизацию денежного оборота и расчетной политики предприятия;
4) максимизацию прибыли при допустимом уровне риска с учетом действующей политики налогообложения;
5) обеспечение устойчивого финансового положения предприятия.
Выполнение всех вышеперечисленных задач сводится к обеспечению наиболее эффективного потока денежных средств между предприятием и финансовыми (денежными) рынками. Ответственным за достижение целей и выполнение задач финансового менеджмента является финансовый менеджер, действия которого сводятся к следующей схеме [2, c. 52]:
1) получение денежных средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных и других ценных бумаг предприятия, привлечения кредитов, получения прибыли от спекулятивных валютных операций и пр.);
2) вложения денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью извлечения прибыли;
3) возвращение ранее заимствованных денежных средств и платы за их использование субъектам финансовых рынков;
4) повторное инвестирование (реинвестирование) полученных на финансовых рынках денежных средств в деятельность предприятия;
5) своевременное выполнение предприятием обязательств перед бюджетом (уплата налогов и других обязательных платежей).
Надо отметить, что количество и ранжирование работников, отвечающих за финансовое управление, зависят от размеров и организационной структуры самого предприятия. Для управления средствами предприятия и источниками их образования необходимо знание:
1) общих закономерностей развития рыночной экономики, в том числе финансовых рынков;
2) концептуальных основ финансового управления;
3) научно обоснованных методов их реализации.
В то же время не исключаются и чисто интуитивный выбор, и комбинация методов управления, основанные на опыте работы и профессионализме финансового менеджера. В учебниках по финансовому менеджменту, как правило, выделяют следующие основные аспекты финансового управления [4, c. 68]:
1) управление средствами предприятия (управление активами) и источниками образования этих средств (управление пассивами);
2) управление капиталом и инвестициями;
3) долгосрочное и краткосрочное финансовое управление.
При этом под активами в контексте финансового менеджмента понимаются инвестиционные решения, а под пассивами — решения по выбору источников финансирования инвестиционных решений.
Неоднозначным является понятие «капитал». Под капиталом могут пониматься [3, c. 42]:
1) привлеченные средства, фиксируемые в пассивах баланса, в том числе:
- собственный капитал (акционерный капитал плюс нераспределенная прибыль);
- долгосрочный заемный капитал (привлеченные долгосрочные кредиты, долгосрочная аренда, долг по выпущенным облигациям, пенсионные выплаты);
- краткосрочный заемный капитал (привлеченные краткосрочные кредиты, краткосрочная коммерческая задолженность, полученные предприятием авансы, задолженность по заработной плате и пр.);
2) вложенные средства, фиксируемые в активах баланса, в том числе:
- основной капитал (основные средства или долгосрочные материальные активы);
- оборотный капитал (оборотные средства или краткосрочные активы);
3) разница между краткосрочными активами и краткосрочными пассивами (чистый оборотный капитал) [5, c. 31].
Таким образом, финансовый менеджмент – это управление средствами предприятия (активами) и источниками их образования (пассивами).
1.2 Сущность и особенности малого бизнеса
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [8, c. 12].
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности [8, c. 22].
В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:
- численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
- размер уставного капитала предприятия;
- финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
- вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая система налогообложения, то есть уплата единого налога.