Сегодня трудно представить компанию, которая бы успешно функционировала без прогнозирования своей деятельности как в текущем, так и стратегическом аспектах. Реальные перспективы бизнеса невозможно оценить без тщательного исследования уже достигнутых результатов. Но без точных знаний, что такое «стратегия», если точны смысл понятия не ясен, ни одна компания не сможет быстро и точно реагировать на неожиданные изменения в окружающей среде.
Анализ научных публикаций свидетельствует, что среди ученых нет единодушия в подходах к содержанию и структуре стратегического анализа, а это, в свою очередь, не способствует однозначному определению сущности, содержания, методических основ формирования, сферы применения и т.п.
Разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического анализа. Большинство из них рассматривают процесс стратегического анализа совместно с процессом стратегического планирования.
Одни считают, что процесс стратегического анализа порожден результатами изучения внутренней и внешней среды организации. Его цель - помочь организации капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые, воспользоваться открывающимися возможностями и защититься от надвигающихся опасностей Другие авторы рассматривают процесс стратегического планирования вместе со стратегическим анализом как процесс разработки процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое планирование, которое позволяет организации создавать свое будущее.
Целью курсовой работы является анализ и оценка стратегического положения ПАО «Газпром Нефть».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность стратегического анализа;
- определить методы стратегического анализа;
- раскрыть информационную базу стратегического анализа;
- охарактеризовать ПАО «Газпром Нефть»;
- проанализировать стратегического положение ПАО «Газпром Нефть»;
- предложить рекомендации по развитию ПАО «Газпром Нефть».
При написании курсовой работы использовалась учебная и методическая литература, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром Нефть».
Весомый вклад в исследование вопросов стратегического анализа сделали ведущие отечественные ученые: Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж, Фрэд Р. Дэвид, Уткин Э.А, Хасби Д.
Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
1.1. Понятие и сущность стратегического анализа
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере. В этих условиях большое значение отводится продвижению в практику предприятий идей и технологий стратегического управления развитием.
Область стратегических решений обширна: выбор направлений деятельности, приоритета ресурсов, главных долговременных партнеров, организационной формы партнерства, способов развития потенциала, возможностей использования сильных сторон предприятия, снижения отрицательных последствий слабых и угроз внешней среды, конкурентной и инновационной антикризисной политики.
Стратегический характер приобретают применение ресурсов, их логистика (потоки, распределение, хранение, доставка), функции структурных звеньев, деловые процессы и продуктовые проекты. Важно видеть долговременное развитие как самой производственно-хозяйственной системы предприятия в целом, так и каждого ее элемента.
Для того чтобы раскрыть эту тему необходимо сначала уточнить что подразумевает слово «стратегический».
Его можно рассматривать с двух сторон: в первом случае «стратегический» – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, во втором случае под «стратегическим» понимается долгосрочное качественно определенное направление развития.
Т.е. это может быть, как четкий план развития, так и просто обозначенное направление. И оба этих понимания имеют право на существование, они применяются, просто, когда идет употребление такого сочетания, то надо четко понимать в каком смысле оно употребляется, дабы избежать недопонимания в дальнейшем.
Итак, перейдем теперь именно к стратегическому анализу: что это, зачем и т.д.
Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Можно выделить следующие три компонента стратегического анализа.
- Цель, задачи, ожидания и полномочия
Этот первый компонент стратегического анализа определяет цель, основные задачи, ожидания и силовые (властные) отношения внутри организации. Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются.
Цель определяет смысл существования организации и характер ее деятельности. Основные задачи устанавливают, что организация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном плане для достижения цели.
- Анализ внешней обстановки
Вторым компонентом стратегического анализа является исследование внешней обстановки или характеристик внешней среды, и которой действует организация. Принципы анализа внешней обстановки: организация существует на фоне сложной внешней обстановки, которая включает множество элементов (политические, технологические, социальные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией важнейшие стратегические вопросы.
Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации. Микросреда - это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ей соответствует понятие «ближнее окружение» организации. Оно включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организации, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов.
Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций.
Внешняя обстановка должна быть определена в точных и ясных терминах. Добиться этого можно, формулируя соответствующим образом вопросы, на которые необходимо ответить в процессе исследования, которое должно затронуть следующие аспекты.
- покупатель и рынок.
- атмосфера деятельности.
- конкуренты.
- правительство.
Рассматривая такие и подобные разделы, учитывающие специфику действия фирмы, можно обрисовать общее представление о внешней обстановке.
Внешняя обстановка может создавать возможности или угрозы для организации. Но то как вы будете использовать внешние факторы зависит от уровня вашего профессионализма, т.к. одни и те же факторы могут по-разному влиять на разные организации.
- Анализ внутренних ресурсов
Третий компонент стратегического анализа. Он определяет комплектность (качество) и качество ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по функциональным направлениям ее деятельности (например, производство, сбыт, исследования и разработки, кадры, финансы и т.п.). Простым методом исследования внутренних ресурсов является учет ключевых преимуществ и недостатков организации. Более сложный путь — это использование концепции «цепочки образования стоимости».
Цель анализа состоит в том, чтобы разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев (акционеров) и персонала.
Работники являются важным объектом этапа внутреннего анализа. От них во многом зависят темпы, с которыми будут происходить стратегические изменения.
1.2. Методы стратегического анализа
В теории и практике стратегического планирования нет четкой классификации методов (иногда еще говорят моделей) стратегического анализа. Более того, отнесение того или иного метода к стратегическому анализу или к стратегическому выбору чаще всего носит весьма условный характер, поскольку сами методы (модели) достаточно универсальны. В стратегическом анализе, как уже отмечалось выше, основное внимание акцентируется на качественных, содержательных аспектах. Количественные методы же играют в стратегическом анализе, в целом, подчиненно-вспомогательную роль. К формам представления результатов выдвигаются требования наглядности и простоты.
Рассмотрим более детально распространенные методы стратегического анализа, применяемые на практике.
Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности (с точки зрения максимального потенциального дохода предприятия в целом).
К преимуществам портфельного анализа можно отнести наглядность, акцент на качественные выгоды, простоту обработки информации.
Широкое применение в практике стратегического выбора получила двухмерная матрица, разработанная Бостонской консультативной группой. Поэтому эта матрица более известна под названием матрица «Бостон Консалтинг Групп», или матрица БКГ.
лавная задача матрицы заключается в расстановке приоритетов в развитии фирменных товаров, а также в определении главных направлений для будущего инвестирования компании.