ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1. Сущность и критерии малого бизнеса
1.2. Организация финансов малого бизнеса
- ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ООО «ОМЕГА-ЛАЙТ»
2.1. Краткая организационная характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Практические рекомендации по улучшению управления финансами на ООО «Омега-Лайт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы обуславливается тем, что становление отечественной экономики, в свое время, сопровождалось недостаточными темпами развития малого бизнеса, который должен был выполнять роль стабилизирующего слоя и обеспечивать гибкое реагирование на изменения потребительского спроса.
В условиях кризиса развитие малого бизнеса стало еще более проблематичным: обострились проблемы финансирования отечественных малых предприятий, еще больше ухудшилось их финансовое состояние. Между тем, развитый сектор малого бизнеса играет важную роль в рыночной экономике, обеспечивая здоровый уровень конкуренции, гибкое реагирование на потребности потребителей, дополнительные рабочие места, перелив капитала в перспективные, но не очень привлекательные для крупных компаний области и т.д.
По своей природе малый бизнес характеризуется низкой сопротивляемостью к негативным внешним воздействиям, поэтому уровень банкротства для малых предприятий на начальных этапах их становления достигает 70-80%. В ситуации кризисной экономики банкротство грозит также субъектам малого бизнеса, которые уже достигли определенного уровня развития.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические подходы к управлению финансами в малом бизнесе и разработать практические рекомендации по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами в малом бизнесе;
- обобщить информацию об управлении финансами на ООО «Омега-Лайт»;
- провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- разработать практические рекомендации по улучшению управления финансами на ООО «Омега-Лайт».
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Омега-Лайт».
Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в процессе управления финансами в малом бизнесе.
Методологической основой курсовой работы явились труды известных российских и зарубежных авторов – специалистов в области управления финансами: Ефимова О.В., Лукасевич И.Я., Быкова Н.Н. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1. Сущность и критерии малого бизнеса
Под субъектами малого бизнеса в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 14 июля 2007 г. в редакции от 23 июля 2008 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [2].
Под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия) [3]:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малым предпринимательством считается совокупность самостоятельных мелких и средних предприятий, которые выступают как экономические субъекты рынка. На нынешнем периоде развития нашего государства малое предпринимательство призвано не только лишь стать элементом структурного преобразования экономики с учетом особенностей развития регионов, но и увеличить доходы местных бюджетов.
Преимущества малого бизнеса [5]:
- Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
- По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
- Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
- Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
- Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
- Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
- Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
- Малое предпринимательство дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
- Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
- Острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.
Недостатки малого бизнеса [4]:
- Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
- Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
- Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
- Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
- Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
- По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
- Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
- Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
- Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
- Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
- Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.
- Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Сущность малого бизнеса выражается в его экономических и социальных функциях [12, с. 140]:
- сформировать конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, способствующие наилучшему удовлетворению надобностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- расширить ассортимент и повысить качество товаров, работ, услуг. Стараясь к ублаготворению требований потребителей, малый бизнес оказывать содействие увеличению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приблизить производство товаров и услуг к определенным потребителям;
- содействовать структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлекать личные средств населения для раскручивания производства. Компаньоны в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с наибольшим вниманием, чем в крупных;
- создать дополнительные рабочие места, сократить уровень безработицы;
- наиболее результативно использовать творческие способности людей, раскрыть их таланты, освоить различные виды ремесел, народных промыслов;
- вовлечь в трудовую деятельность некоторых групп населения, для каковых работа на большом производстве имеет установленные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- сформировать социальный слой собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
- активизировать научно-технический прогресс;
- освоить и использовать местные источники сырья и отходов крупных производств;
- содействовать деятельности крупных предприятий с помощью изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создать вспомогательные и обслуживающие производства;
- освободить государство от низкорентабельных и нерентабельных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Малый бизнес формирует особенный сектор экономики, который характеризуется мелкотоварным производством.
В данное время сектор малого предпринимательства уже захватил свое место в экономике страны и представляет собой довольно высокопоставленную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.