Курсовой проект|Документоведение и архивоведение

Организация экспертизы ценности документов в делопроизводстве

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 29

Цена: 1 000
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты экспертизы ценности документов

1.1. Понятие об экспертизе ценности документов

1.2. Задачи экспертизы ценности документов

1.3 Критерии экспертизы ценности документов

Глава 2  Организация экспертизы ценности документов в Управление ветеринарии Алтайского края

2.1 Общая характеристика Управления ветеринарии Алтайского края

2.2 Экспертиза ценности документов в Управление ветеринарии Алтайского края  

Заключение

Список литературы  

Актуальность выбранной темы определяется тем, что экспертиза ценности на современном этапе является оптимизация состава документов, принимаемых на государственное хранение, т.е. нахождение путей уменьшения количества хранимых документов при сохранении максимума информации, представляющей научно-историческую ценность. Деятельность всех организаций, предприятий, учреждений связана с образованием большого количества различных по виду и содержанию документов. Однако не все документы имеют одинаковую ценность.

Одни из них могут служить источниками для изучения политической, экономической и культурной жизни общества, так как несут ценную информацию. Значение других документов как источников не выходит за рамки узкопрактических целей. Следовательно, роль различных категорий документов в сфере управления и других сферах государственной, общественной и культурной жизни неодинакова.

Хранение документов без необходимости связано с нерентабельными затратами и затрудняет поиск нужных документов, в то же время, преждевременное уничтожение документов может нанести серьезный ущерб интересам государства. Поэтому крайне важно определить документы, которые представляют научно-историческую ценность и отобрать их для постоянного хранения – это главная задача экспертизы ценности. Ценность документа определяют его информационные возможности, обусловленные историческим, научным, социальным, экономическим, политическим или культурным значением.

Стоит отметить, что в нашей стране довольно хорошо отработаны методологические и практические вопросы проведения экспертизы ценности традиционных документов. Существует система перечней документов с указанием сроков хранения, разработаны правила и рекомендации по отбору документов разных видов, определены источники комплектования государственных, муниципальных и ведомственных архивов, в организациях и государственных архивах действуют экспертные и экспертно-проверочные комиссии, в задачу которых входит рассмотрение архивных описей и номенклатур дел с установленными сроками хранения документов.

Объект – экспертиза ценности документов в Управления ветеринарии Алтайского края.

Предмет – условия научной оценки и изучения документов общества.

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать экспертизу ценности документов, как условие научной оценки и изучение документов общества.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие экспертиза ценности документов;

выявить задачи экспертизы ценности документов;

проанализировать критерии экспертизы ценности документов;

провести анализ организации экспертизы ценности документов в Управление ветеринарии Алтайского края.

Для решения поставленных задач, использовались такие методы исследования, как поисковые, аналитический, мониторинг печатных и электронных изданий.

Теоретическая основа исследования: данные исследования экспертиза ценности документов основываются на работах отечественных авторов: Басаков М.И., Быкова Т.А., Кузнецов И.Н., Стенюков М.В.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования собранного материала, как методического пособия при написании выпускной квалификационной работы.

Структура курсовой работы состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 Глава 1 Теоретические аспекты экспертизы ценности документов

1.1. Понятие об экспертизе ценности документов

Основы методики экспертизы ценности документов начали формироваться в первой четверти XIX в. и окончательно сформировались уже в XX в.

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел, классификаторов.

Эти пособия, как и законы, обратной силы не имеют. Поэтому не проводится экспертиза ценности документов, например 1920-х годов по перечням 1990-х годов. В этом случае экспертиза ценности документов осуществляется на основе научных критериев свидетельствует Е.Н. Басовская.

Результатов экспертизы ценности документов является полноценное комплектование государственных и муниципальных архивов. Именно в ходе экспертизы происходит формирование архивных фондов, которые концентрируются в государственных и муниципальных архивах и в итоге составляют Архивный фонд РФ.

Экспертиза ценности документов – это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ.[1]

С.Ю. Кабашов подчеркивает, что из множества документов лишь незначительная часть поступает на государственное хранение. Как показывает сравнительный анализ разных исторических периодов и различных групп документов, ценной документацией признавалось лишь 10 – 12 % документов в дореволюционной России, 5 – 10 % в Российской Федерации, в том числе 1 – 5 % документов негосударственных организаций определялись как ценные и включались в состав Архивного фонда РФ.

Экспертиза ценности в делопроизводстве проводится при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам, а также при подготовке дел к последующему хранению и при выделении дел на уничтожение.[2]

Для организации и проведения экспертизы ценности документов, их отбора на хранение и уничтожение в учреждении создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК). В министерствах и ведомствах, центральных органах общественных организаций для отбора и передачи документов на государственное хранение, а также для контроля и оказания методической помощи подведомственным организациям создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК).

ЦЭК и ЭК — совещательные органы. Они работают в постоянном контакте с экспертно-проверочными комиссиями (ЭПК) соответствующего архивного учреждения, от которого получают указания организационно-методического характера.

ЭК учреждения формируется в соответствии с приказом руководителя организации и обычно включает три — пять наиболее квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы, хорошо знающих структуру, функции, делопроизводство и состав документации данного учреждения. В состав комиссии обязательно входит лицо, ответственное за архив. Председателем ЭК должен быть один из заместителей руководителя учреждения. В состав ЦЭК включается также представитель архивного органа.

Общий порядок организации работы ЦЭК (ЭК) определен Основными правилами работы ведомственных архивов и Примерными положениями о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации (1998 г.) и Экспертной комиссии (ЭК) (1999 г.) (см. приложения 6 и 7). На основе Примерных положений должны разрабатываться положения об экспертной комиссии (или ЦЭК) конкретной организации, предприятия.

В своей работе комиссии руководствуются Положением об Архивном фонде РФ, требованиями ГСДОУ, Основными правилами работы ведомственных архивов, приказами Федеральной архивной службы России, нормативно-методическими документами, разработанными архивными органами, типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием сроков их хранения и т.п.

В соответствии с Основными правилами работы ведомственных архивов (п. 3.2.6) главными функциями ЦЭК (ЭК) являются:

организация ежегодного отбора документов на хранение; рассмотрение годовых разделов описей дел постоянного хранения, описей дел временного хранения (свыше 10 лет), в том числе по личному составу, актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению;

рассмотрение вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения;

подготовка и внесение на рассмотрение ЭПК соответствующего архивного учреждения предложений об установлении и изменении сроков хранения документов;

участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических пособий по вопросам организации делопроизводства, экспертизе ценности документов и отбору их на государственное хранение (перечней документов с указанием сроков их хранения, номенклатур дел, инструкций по делопроизводству и т.п.);

рассмотрение перечней и описей особо ценных дел; методическое руководство и контроль за деятельностью ЭК структурных подразделений;

организация и проведение совместно со службой делопроизводства и ведомственным архивом мероприятий по повышению квалификации членов ЭК структурных подразделений.

Для государственных организаций или для организаций, в архивах которых сохранились документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, решения ЭК становятся правомочными при согласовании их с местным архивным учреждением, которое осуществляет контроль за сохранностью ценных архивных документов. Негосударственные организации самостоятельно принимают решения по экспертизе ценности документов. Однако они также должны согласовывать свои действия с архивными органами при выделении документов к уничтожению в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах».

Не реже двух раз в год ЭК проводит заседания, на которых решения принимаются коллегиально большинством голосов. Протоколы заседаний подписывают председатель и секретарь комиссии. Руководитель организации утверждает протоколы ЭК только после их рассмотрения и утверждения ЭПК соответствующего архивного учреждения, если последняя приняла решение о:

одобрении описей на дела постоянного хранения и по личному составу;

изменении сроков хранения документов;

одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел;

установлении сроков хранения документов, не предусмотренных номенклатурами дел и перечнями документов.

Документирование деятельности ЭК и формирование дел, отложившихся в результате ее деятельности, возлагается на секретаря комиссии.

1.2. Задачи экспертизы ценности документов

Экспертиза ценности документов – это определение научно-исторической, социально-культурной ценности и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение.

Главная задача экспертизы ценности заключается в том, чтобы установить, какие документы несут ценную информацию и отобрать их на постоянное хранение. Вторая задача экспертизы – это определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени. В зависимости от установленных сроков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:

  1. для долговременного хранения (например, документы по личному составу со сроками хранения 75 лет на момент заведения дела);
  2. для временного хранения.

Третья задача — обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.

Четвертая задача — отбор на хранение наиболее информативно емких документов.

По данным И.Н. Кузнецов экспертиза ценности документов проводится в три этапа: в делопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах. В делопроизводстве решается проблема определения сроков хранения документов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «не родилось».[3]

В ведомственном архиве происходит выделение из документального фонда учреждения дел для постоянного хранения и подготовка их к сдаче в государственный архив.

  1. Закон РФ от 07.07.1993 № 5341-1 «Основные законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 33. – Ст. 1311.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.1994 № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о государственной архивной службе России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. - № 12. – Ст. 878.
  3. Федеральный закон РФ от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 43. Ст. 4169.
  4. ГОСТ 7.0.8. – 2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
  5. Методические рекомендации по проведению целевой комплексной экспертизы ценности документов, хранящихся в государственных архивах. – М., 1988.
  6. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. – М., 2017.
  7. Аручиди Н.А. Компьютер и другая оргтехника для секретаря-референта: учеб. пособие / Н.А. Аручиди. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 221 с.
  8. Басаков М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения): учеб. пособие / М.И. Басаков. – М.: Кнорус, 2016. – 145 с.
  9. Басовская Е.Н. Делопроизводство: учеб. пособие / Е.Н. Басовская. - М.: Форум, 2014. - 256 c.
  10. Быкова Т.А. Делопроизводство: учебник / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 364 c.
  11. Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учеб. пособие / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 c.
  12. Гваева И.В. Делопроизводство: учебный справочник / И.В. Гваева. - Минск: ТетраСистемс, 2016. - 224 c.
  13. Гугуева Т.А. Конфиденциальное делопроизводство: учеб. пособие / Т.А. Гугуева. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
  14. Кабашов С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: учеб. пособие / С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 296 c.
  15. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: учеб. пособие / М.В. Кирсанова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 312 c.
  16. Козлов Н.В. Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой. учебный курс / Н.В. Козлов. - СПб.: Наука и техника, 2015. - 304 c.
  17. Кравченя Э.М., Цесарская Т.А. Настольная книга секретаря-референта / Э.М. Кравченя, Т.А. Цесарская. - Минск: ТетраСистемс, 2015. – 198 с.
  18. Кузнецов Д.Л. Кадровое делопроизводство (правовые основы): практическое пособие / Ю.П. Орловский, Д.Л. Кузнецов, И.Я. Белицкая, Ю.С. Корякина. - М.: ИНФРА-М, Контракт, 2016. - 239 c.
  19. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2016. - 192 с.
  20. Ловчева М.В. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе: учебно-практическое пособие / М.В. Ловчева. - М.: Проспект, 2015. - 80 c.
  21. Пшенко А.В., Доронина Л.А. Документационное обеспечение управления. учеб. пособие / А.В. Пшенко, Л.А. Доронина. – М.: Академия, 2015. – 124 с.
  22. Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учеб. пособие / О.П. Сологуб. - М.: Омега-Л, 2016. - 207 c.
  23. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. (практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия) / М.В. Стенюков. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 231 с.
  24. Стенюков М.В. Секретарское дело: учеб. пособие / М.В. Стенюков. - М.: Приор, 2014. – 123 с.
  25. Теплицкая Т.Ю. Настольная книга секретаря-референта: учеб. пособие / Т.Ю. Теплицкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 124 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовой проект Документоведение и архивоведение
2017 год 43 стр.
Курсовой проект Процесс подготовки и передачи дел на архивное хранение
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское