Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа материальных ресурсов предприятия
1.1. Понятие материальных ресурсов предприятия
1.2. Цель, задачи и методика проведения анализа материальных ресурсов предприятия
Глава 2. Анализ материальных ресурсов ООО «Русский хлеб»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Русский хлеб»
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования материальных ресурсов ООО «Русский хлеб»
2.3. Направления повышения эффективности использования материальных ресурсов в ООО «Русский хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Тема работы является актуальной, поскольку материальные ресурсы – один из важнейших элементов производственного цикла любого предприятия; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле полностью перенося свою стоимость на стоимость производимой продукции.
В настоящее время важным, в целях поиска путей роста эффективности деятельности организации, является проведение анализа материально-производственных запасов. С помощью такого анализа руководители предприятий могут получать нужную информацию в целях совершенствования ключевых показателей работы предприятия.
Рациональное использование материальных ресурсов неразрывно связано с ускорением оборачиваемости оборотных средств. Поэтому сейчас уделяется большое внимание недопущению образования излишек и ненужных запасов материалов.
Поиск резервов снижения затрат на материальные ресурсы – одна из наиболее актуальных проблем, так как главная задача любой организации – повышение прибыли. В связи с этим снижение затрат на производство и реализацию продукции, издержек производства, является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния предприятия.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов в ООО «Русский хлеб».
К задачам курсовой работы относятся:
1) рассмотреть теоретические основы анализа материальных ресурсов предприятия;
2) рассмотреть краткую характеристику деятельности ООО «Русский хлеб»;
3) провести анализ динамики, структуры и эффективности использования материальных ресурсов ООО «Русский хлеб»;
4) представить направления повышения эффективности использования материальных ресурсов в ООО «Русский хлеб».
Объектом исследования является деятельность ООО «Русский хлеб».
Предметом исследования является комплекс теоретических, методических и практических вопросов, связанных с анализом материально-производственных запасов на предприятии.
Теоретической основой для написания работы явилась учебная литература, периодическая печать, учебники, учебные пособия, периодические материалы по рассматриваемой теме. Методологической основой исследования являются нормативные, методические материалы по анализу материально-производственных запасов.
Информационной основой исследования является бухгалтерская отчетность ООО «Русский хлеб».
В работе использовались следующие методы: системный подход к исследуемым проблемам, изучение и анализ научной литературы, а также сравнительный анализ.
Глава 1. Теоретические основы анализа материальных ресурсов предприятия
1.1. Понятие материальных ресурсов предприятия
Материальные ресурсы - это потребляемые в процессе производства предметы труда, которые однократно участвуют в процессе производства и переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. К материальным ресурсам относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды [19, стр. 550].
Классификация материальных ресурсов на предприятии представлена на рис. 1.
- По целевому признаку: единичные (направлены на производство конкретного товара); косвенные (распределяемые на весь объем произведенной продукции).
- По уровню замещения: импортозамещаемые (выпускаемые своим предприятием или другими предприятиями на территории своей страны поставляемые из-за рубежа материальные ресурсы); традиционные (производимые отечественными предприятиями).
- По степени новизны: инновационные (новые для страны); переходные (новые для предприятия); базовые (не являющиеся новыми материальные ресурсы).
- По функциональному признаку: сырье; основные материалы; вспомогательные материалы; покупные полуфабрикаты; собственные полуфабрикаты; комплектующие изделия; запасные части; топливно- энергетические ресурсы; эксплуатационные ресурсы; ресурсные отходы.
- По вторичному использованию: полезные; условно полезные; частично полезные; бесполезные [14, стр. 57].
- По уровню потребления: дефицитные (при закупке и использовании которых возникает ситуация превышения спроса на материальные ресурсы над предложением); излишние (при закупке и использовании которых наблюдается состояние переизбытка); стабильные (спрос и предложение на материальные ресурсы соответствуют ситуации равновесия на рынке и при потреблении или близки к ней).
- По месту образования: собственные (производимые самим предприятием); внешние (производимые другими предприятиями на территории своей страны); иностранные (производимые предприятиями за пределами страны).
- По динамике спроса: накопительные (цены на материальные ресурсы растут высокими темпами, предприятие формирует запасы данного вида ресурсов на перспективу для экономии ресурсов и бесперебойности производства); стабильные (материальные ресурсы, по которым не прогнозируется существенной динамики цен, предприятие не выполняет преждевременного формирования запасов на будущее). 9. По значимости в производстве: ценные (в наибольшей степени оказывающие влияние на динамику рентабельности производимой продукции); умеренные (оказывают среднее воздействие на динамику рентабельности продукции) [14, стр. 58].
Таким образом, материальные ресурсы - это совокупность материальных ценностей и ресурсного потенциала, необходимых для обеспечения непрерывного производства продукции, оказания услуг и выполнения работ по договорам.
Материальные ресурсы являются одной из основных статей, регистрируемых и анализируемых в бухгалтерском и финансовом учете предприятия. К ним относятся различные виды сырья и топлива, материалов, комплектующих, полуфабрикатов и энергии, закупаемых предприятием для обеспечения производственного процесса. Чем шире номенклатура и ассортимент производимой продукции или предоставляемых услуг, тем шире будет номенклатура и ассортимент необходимых потребляемых предприятием материальных ресурсов.