ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность финансового обеспечения образования
1.2. Финансовый механизм образования в регионе с целью обоснования направлений дальнейшего его развития
- СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Система финансирования образования в России
2.2. Совершенствование механизма финансирования на примере системы образования Нижегородской области
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Развитие системы образования
3.2. Система финансирования образования в России
3.3. Проблемы финансирования в современной системе образования и пути их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В XXI веке образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост на инновационной основе, формирования экономики знаний, социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, а также национальной безопасности государства. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Уровень образовательной подготовки населения, и особенно подрастающего поколения является одним из показателей, характеризующих конкурентоспособность страны. Поэтому для России, адаптирующейся к условиям международной конкуренции, проблемы образования также выдвигаются на первый план.
Образование является неотъемлемой частью жизни общества, важнейшим элементом социальной сферы государства, обеспечивающим процесс получения конкретным человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2011 года[1] сделан особый акцент на значимость сферы образования как жизненно необходимой инвестиции в развитие человеческого потенциала, обеспечение доступного и качественного образования, достижение устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации).
Наряду с чисто социальными задачами (удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах) образование решает и экономические задачи, связанные с повышением качества жизни, темпов роста экономики, способствует формированию трудового потенциала общества.
В современных условиях финансирование образования следует рассматривать как необходимый элемент функционирования экономической системы, как специфическую форму капитальных вложений. Наращивание финансовых вложений в развитие производственного процесса должно одновременно обеспечиваться соответствующим уровнем вложений в самого человека. При таких условиях возможно увеличение общих темпов экономического развития. При низкой квалификации рабочей силы инвестиции в производственную сферу становятся неэффективными. Небольшой удельный вес сферы образования в использовании ресурсов экономики может отрицательно сказаться на функционировании всей экономической системы.
Важным условием эффективного функционирования сферы образования является ее финансовая стабильность.
Проблема повышения эффективности расходов в условиях ограниченности бюджетных средств является наиболее актуальной и определяет важнейшие направления деятельности всех субъектов сферы образования, включая создание качественно новых организационных и экономических механизмов мобилизации и рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также создание новой системы распределения полномочий по распоряжению этими ресурсами.
В условиях изменения налогового и бюджетного законодательства, когда на субъекты Российской Федерации возложена обязанность реализации функций по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, а на местные бюджеты возложены расходы по содержанию зданий и коммунальные услуги, вопросы финансового обеспечения образования приобретают наибольшую актуальность.
Целью исследования является исследование системы финансового обеспечения региональной системы образования на основе анализа финансирования этой сферы в России и в отдельном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового обеспечения системы образования;
- выявить основные проблемы государственного финансового обеспечения региональной системы образования;
- обобщить подходы, используемые в российской практике, к оценке результативности расходов в образовании;
- рассмотреть перспективы повышения эффективности использования финансовых ресурсов в сфере образования на региональном уровне.
Объектом исследования являются расходы на образование в Российской Федерации и в Нижегородской области.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления расходов на образование.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации; научные труды, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность финансового обеспечения образования
Мировая практика показывает, что инвестирование в человеческий капитал, прежде всего, в образование развивается быстрыми темпами. Во многих странах мира сфера образования перестала быть затратной: в нее вовлекаются крупные финансовые средства, что делает ее конкурентоспособной с позиции заработной платы, социальных гарантий, престижа по сравнению с другими отраслями экономики.
Понимая важную роль образовательной сферы, в последние 10 – 15 лет осуществлялись серьезные инвестиции в развитие этой сферы. В большинстве наиболее экономически развитых стран доля государственных расходов на образование колеблется в интервале от 4,5 до 6,5 % всех государственных расходов.
Характеризуя современное состояние образовательной сферы, следует отметить, что финансирование сферы образования по объему и качеству предоставляемых услуг не соответствует мировым стандартам и нормативам. В Российской Федерации объем государственного финансирования сферы образования значительно ниже, чем в странах Европы и почти в два раза ниже, чем в США. Учитывая нарастание глобальной конкуренции на мировых рынках и повышение роли «экономики знаний», в долгосрочной перспективе (до 2020 года) необходимым является достижение уровня стран ЕС, в которых средний уровень финансирования из всех источников к ВВП превышает 6 %.[2] С этой целью в ближайшие 5 – 7 лет должно быть активно реализовано качественное обновление системы образования, формирование системы стандартов, придание сфере образования реальной приоритетности. Одной из форм обеспечения качественной и количественной взаимосвязи составляющих бюджета в сфере образования может служить приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый в Российской Федерации с 2009 года.
Рассмотрение различных точек зрения о сущности финансирования позволило определить его не как расходование средств, а как процесс предоставления бюджетных и внебюджетных средств и доведения их до получателей.
Понятие «финансовое обеспечение системы образования» следует рассматривать как совокупность финансовых обязательств, способствующих удовлетворению потребностей граждан в образовательных услугах.
Обобщая изложенное, опираясь на результаты исследования научных взглядов по вопросам финансирования образования, сформулируем определение механизма финансирования системы образования как совокупности условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями образования, органами управления образованием с целью обеспечения выполнения конституционных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, а также удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в услугах образования.
Проведенное теоретическое исследование позволило сделать вывод о том, что расходы системы образования – это объем финансирования социально-политической деятельности государства, осуществляемой в целях реализации конституционных прав граждан по предоставлению образовательных услуг как основы формирования экономики инновационного типа.
Анализ реформирования сферы образования в 90-е годы, проведенный в данном исследовании, в части ее финансового обеспечения позволил выявить две отчетливые тенденции – уменьшение объема реального бюджетного финансирования, с одной стороны, и увеличение платежеспособного спроса населения на образовательные услуги – с другой.
Все учреждения образования, которые по характеру производимых ими услуг могут быть отнесены к государственным, должны покрывать свои затраты полностью за счет государственного источника. Учитывая социальную значимость услуг, предоставляемых государственными учреждениями образования, исполнительные органы власти всех уровней должны обеспечить им необходимое финансирование. Кроме того, это является ключевым условием преодоления коммерциализации государственных учреждений образования.
Мероприятия по реформированию образования, ориентированные только на улучшение ресурсного обеспечения данной сферы и не предусматривающие мероприятий по повышению финансовой отдачи от вложенных средств, в складывающихся условиях неэффективны. В этом случае увеличение финансирования (хотя оно и необходимо) равнозначно увеличению затрат. Реформа в сфере образования заключается не в простом увеличении финансовых ресурсов, а в осуществлении структурных преобразований, повышении качества образовательных услуг и должна охватывать не только сферу привлечения ресурсов, но и сферу их использования.
Одним из приоритетов государственной образовательной политики признано обеспечение доступности и повышение качества образования. Главным экспериментом реформы образовательной сферы является внедрение ЕГЭ, который рассматривается как основной элемент стимулирующей политики государства. Введение механизма ЕГЭ в качестве эксперимента вызывает множество дискуссий в научных кругах и у населения. Возникает вопрос о том, как повлияет на качество образовательных услуг единый государственный экзамен. Переход к поэтапному введению в практику единого государственного экзамена позволит повысить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, обеспечить преемственность общего и профессионального образования, а также государственный контроль и управление качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников.
Задачи перехода на двухуровневую, а затем и трехуровневую систему образования в России, совершенствования законодательных основ функционирования образовательной системы, определения методов и критериев оценки качества высшего профессионального образования не могут быть эффективно решены без проведения научных исследований в области управления качеством образования. Результаты таких исследований призваны придать новый импульс проведению далеко не завершенного реформирования российской образовательной системы, достижению целей, решению задач и осуществлению мероприятий государственной программы развития образования в России на период с 2012 по 2020 годы, объединившей ранее принятые федеральные целевые и ведомственные программы развития образования.
1.2. Финансовый механизм образования в регионе с целью обоснования направлений дальнейшего его развития.
Одним из приоритетных направлений в формировании нового финансового механизма высшего профессионального образования Республики Татарстан является построение модели нормативно-подушевого финансирования вузов, ориентированную на их категорирование, т.е. создание региональных, исследовательских и инновационных институтов.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако она потеряет шанс на восстановление конкурентоспособности, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Барр [Barr, 1999] показывает, что определяющая цель образовательной политики – сделать оптимальной структуру расходов на образование.
В настоящее время одним из ключевых условий обеспечения эффективности образовательной политики в России является комплексная модернизация экономических механизмов сферы образования, что особенно актуально в условиях кризиса. Существующий механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации.
Трансформация образования будет возможна только в новых организационно-экономические условиях, среди которых:
- введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;
- значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных. Это расширит их экономические возможности, позволит более гибко использовать ресурсы, но вместе с тем увеличит ответственность за результаты;
- все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа;
- действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;
- действует несколько грантовых программ, поддерживающих академическую мобильность, исследовательские партнерства университетов и бизнеса, инновационные образовательные программы;
- развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Новая модель, потребует и нового управления, которое будет опираться на принципы развития инновационной экономики. Среди его основных характеристик:
- институты общественного управления будут реально участвовать в управлении и в контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные, управляющие советы);
- учебные заведения предоставят полную информацию о своей деятельности и ресурсах (размещая ее на собственном сайте, входящем в национальный образовательный портал): образовательные программы, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, общежитий, спортивных сооружений, столовых. В свою очередь, национальный образовательный портал будет обеспечивать поиск и сопоставление такой информации, облегчая выбор для потребителей образования;