Актуальность темы исследования. Судьба Древнего Рима необычна и интересна. Надо сказать, что образование Римской империи - одна из «вечных проблем» для истории. На самом деле, преобразование маленькой общины на Тибре в развитую средиземноморскую (а по современным той эпохе определениям - в мировую) державу, переход от натурального хозяйства и патриархального быта к расцвету товарно-денежных отношений, то есть отношений, которые следует определить как «рабовладельческую систему, направленную на производство прибавочной стоимости», кризис и разложение типических форм полисной демократии и смена их тоталитарным, уравненным режимом крупнейшей империи - вот те явления и процессы, которые издавна привлекали и, явно, длительное время еще будут привлекать внимание каждого, кто относится к истории не как бесстрастный регистратор или отрешенный от жизни антиквар, но ищет в ней ответа на животрепещущие вопросы современности или, говоря иными словами, интересуется прошлым, живет настоящим и не совсем равнодушен к будущему.
В истории, как известно, многое повторяется. Но повторяется всегда по-разному. Потому история, далеко не всегда учит нас предотвращать нежелательные явления, жестокие и драматические события, а тем более - ошибки, но зато она способна дать нам суровое удовлетворение: все такие события и все ошибки в совершенно различных исторических условиях, в совершенно иной социальной среде, при иной расстановке классовых сил - уже не раз совершались и не раз искупались горьким опытом человечества.
Исследуемая эпоха римской истории входит неотъемлемой составной частью в этот горький опыт, ибо она, быть может, как никакая другая, богата такими историческими событиями, личностями, идеями, которые оставили достаточно заметный (и в большинстве своем - трагический) след в жизни не одного поколения и которые способны глубоко затронуть рассудок и чувства, ум и сердце любого мыслящего человека и в настоящее время.
Цель выполненной работы – исследование политических и правовых учений Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть учения Цицерона о государстве в Древнем Риме;
- Проанализировать правовые учения в Древнем Риме, в частности, вопросы становления и развития римского права, его субъектов;
- Исследовать гражданский процесс в Древнем Риме.
- Обобщить выводы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в период становления и развития Древнего Рима, государства и права.
Предмет исследования – вопросы изучения Древнего Рима по истории политических и правовых учений.
При написании настоящей работы были использованы естественно-правовые идеи мыслителей того периода, их учения о политике и государстве, о праве и т.д. При этом исследуемые литературные данные о возникновении Рима противоречивы. Это отмечают античные авторы.
При написании работы использовались труды следующих ученых и авторов, таких как Виппер Р.Ю., Ивлиев В.А., Карташов В.Н., Ковалев С. И., Ливии Т., Медведев В.Г., Муромцев С.А., Новицкий И.Б., Скоробогатов А.В. и других.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Содержание учения Цицерона о государстве в Древнем Риме
1.1 Понятие государства
До Цицерона вопросами государственного устройства занимались такие философы, историки и политические деятели, как Архит, Гипподам, Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Катон, Полибий и другие. Они дали формулировки простых форм государственного устройства (монархии, аристократии, демократии) и смешанной, которая признана ими наилучшей. Цицерон в целом соглашается с мнением о смешанной форме как наилучшей, но проявляет оригинальность в рассуждениях о римской республике, называя ее идеальной и приводя многочисленные примеры из римской истории.
Для обозначения понятия «государство» Цицерон чаще пользуется словом res publica, наполняя его определенным смыслом: общественная деятельность, общественные дела, общественный интерес[1].
Для Цицерона народ является обязательным участником процесса управления государством. Ряд исследователей дают правовое наполнение термину res в указанном определении, считая, что термин res publica означает имущество, находящееся в общем, всенародном пользовании, а римское государство является предметом, используемым гражданской общиной (civitas Romana). Данная точка зрения вполне правомерна. Цицерон рассматривает политические и правовые компоненты данного термина в их неразрывном единстве, что естественно для античного мировосприятия, когда не было свойственно отделять правовые, политические, социальные, моральные компоненты друг от друга. Именно такой подход к понятию res publica наблюдается у Цицерона[2].
Цицерон видит разницу между государством и обществом, res publica для него – государственное устройство, а civitas – община, совокупность граждан. Причем понятие res publica употребляется им для обозначения именно римского государства, а для других государств или при отвлеченных рассуждениях о государстве он пользуется понятием civitas. В доказательство мысли о неравнозначности понятий приведем слова самого Цицерона: «название «государство» охватывает всю общину» (rei publicae nomen universae civitati est), что уже свидетельствует о том, что res publica и civitas – не идентичные понятия.
Важно отметить, трактовка Цицероном понятия «государство» является недостаточно изученной, особенно в отечественной историографии. Исследователи до сих пор задаются вопросом о степени влияния древнегреческих политических теорий на рассуждения Цицерона о государственном устройстве, о латинском термине, используемом им для обозначения данного понятия, о неравнозначности понятий res publica и civitas в сочинениях Цицерона[3].
Рассмотрим подробнее сущность цицероновского понятия «государство».
В отличие от греков, которые в своих рассуждениях о государстве подразумевают некий идеал политической конституции, Цицерон основывает свою политическую теорию на тезисе о римской республике как идеальной форме правления. Республика в этом случае предстает как смешанная конституция, где potestas предоставлена магистратам, auctoritas – аристократам, libertas – народу. Судя по работам Цицерона, идеальным genus mix-tum он считает раннюю республику с середины V в. до н.э. до начала II в. до н.э. Еще одно доказательство того, что рассуждения Цицерона о государстве носят конкретный характер, а именно, связаны с римской республикой, говорит тот факт, что он употребляет слова res publica и patria в качестве синонимов (например, в диалоге «О законах» Цицерон применяет patria тогда, когда мог бы употребить res publica, и наоборот. Как полагает В. Брайль, в определении res publica est res populi понятие res publica обозначает не только народное дело, но и народное правление. Но, соглашаясь с трактовкой республики как дела, принадлежащего народу, предлагаемой Е. Панке, исследователь подчеркивает, что это дело (res) не полностью в руках народа, оно в руках особой части народа – магистратов, поэтому на практике не сам народ управляет государством. По нашему мнению, это утверждение не совсем верно. Цицерон имеет виду именно народное управление республикой. Не стоит недооценивать демократический элемент в цицероновской смешанной конституции. Для него народ – господин над законами, правосудием, над делами мира и войны, над правами гражданина и его имущества; в республике простые люди могут считать себя равными первенствующим в этом заключается спасение государства. Вместе с тем цицероновская идеальная конституция не является образцом демократии в чистом виде. По мнению Р.Ю. Виппера: «для Цицерона республика – всенародное дело (res populi), однако народное верховенство – лишь общий принцип, который остается в теории и допустим только в качестве фикции[4].
Далее, рассуждая о государстве абстрактно, Цицерон также пользуется словом civitas. При анализе конституции деспотических государств Цицерон избегает употреблять слово res publica, так как считает, что при тирании нет государственности.
В дальнейшем Цицерон соглашается с предшественниками в вопросе о том, что смешанное государственное устройство является наилучшим. Надо сказать, что римский мыслитель оригинален в своих суждениях о государстве, считая наиболее удачной формой правления римскую республику. Он пользуется словом res publica для обозначения государства, вкладывая в него политико-правовой смысл. Понятия res publica и civitas для него не идентичны, так как первое связано с государственным устройством, а второе – с гражданской общиной, гражданами.
Теория наилучшего правителя, оформившаяся в середине I – начале II в. н.э., была не только значительным фактом римской истории. Через произведения Сенеки она оказала огромное влияние на политическую мысль европейских стран ХIV–ХVIII вв. В этом ее всемирно-историческое значение.
Источником для реконструкции концепции монархической власти автору служат произведения Сенеки, Диона Хризостома и Плиния Младшего. Сопоставляя их взгляды, автор раскрывает их отношение к таким вопросам, как: цели наилучшего правителя, соотношение общественного блага и личной пользы правителя, необходимые личные качества государя, принципы, при которых достигается наилучшая гармония верховной власти и общества, его отношения с армией и приближенными, проблема обожествления монарха, проблемы дружбы в жизни добродетельного правителя; у Сенеки и Плиния можно выделить вопросы о двойственном положении принцепса (монарх-гражданин) и, соответственно, вопрос об отношении императора к римской общине граждан, а также проблему передачи власти от одного принцепса к другому (наследование по принципу заслуг или по принципу родства)[5].
Сравнительному анализу взглядов отмеченных авторов предшествует глава, рассматривающая образ идеального правителя в произведениях Платона, Аристотеля, Исократа, Ксенофонта и Цицерона[6].
Согласно концепции идеального правителя, власть римских принцепсов рассматривалась как очень близкая к власти царя. Монарх обладал пожизненной, неограниченной властью, сравнимой лишь с властью богов. А если он был добродетелен, то почитался сыном Юпитера и любимцем богов. Монарх занимал исключительное и господствующее положение даже по отношению к наиболее знатным людям.
Отношения между наилучшим принцепсом и его подданными должны были соответствовать отношениям между «отцом и детьми» или «телом и душой». Такие сравнения, с одной стороны, указывают на то, что автократия стала составной частью римского правления. С другой, они означают, что принцепса и подданных связывают взаимные обязательства.
Римские мыслители отрицали божественность правителя, если он предавался страстям и не мог гарантировать основных принципов сообщества: справедливости, мира, безопасности, целомудрия, достоинства, свободы. По мнению Сенеки и Плиния Младшего, подданные имели право лишить трона и даже жизни такого правителя.
Правители, подобно мудрецам, должны стимулировать и раскрывать наилучшие качества людей. Своей реальной властью и действиями они влияют на мораль своих граждан. Общественная мораль укрепляет силу государства. Эта идея глубоко укоренилась в римской традиции.
Сенека, Дион Хризостом и Плиний Младший предавали дружбе очень большое значение в жизни императора. Наряду с армией, друзья считались главными сторонниками принципата. А дружба императора с подданными означала, что император стоит между гражданами, а не над ними. Личная дружба между принцепсом и его товарищами являлась важным элементом служения государству. Преданность сообществу без личной преданности императору расценивалась в империи негативно[7].
Проблема тирании являлась важной составной частью концепции идеального правителя. Понятие тирана помогло выявить все опасности, связанные с тираническим правлением.
К особенностям концепции идеального правителя можно отнести то, что в ней все моральные идеи и категории «политизированы», а каждое политическое действие должно получить всеобщее признание граждан. Политический образ императора был неотделим от его человеческих качеств. Концепция идеального правителя явилась результатом синтеза римской и греческой традиций. Это верно особенно в отношении взглядов Сенеки. В произведениях же Диона Хризостома больше сказывается греческое влияние. Взгляды Плиния Младшего несли на себе печать римской традиции.
1.2 Кредитные отношения
Исследуем вкратце литературное наследие Цицерона, которое содержит богатейшую информацию о жизни в Риме и его провинциях в І веке до н.э. Не обошел он своим вниманием и такой важнейший общественный феномен, как кредитные отношения. Цицерон упоминал о кредите и банках в своих речах, вынужден был решать долговые споры, исполняя обязанности проконсула Киликии и, как довольно богатый человек, сам был и заемщиком, и кредитором и в своей переписке часто упоминал тех банкиров, с которыми вел свои дела. Анализ и систематизация этой информации существенно пополнят наши знания об уровне развития кредитных отношений в Древнем Риме и будут способствовать более глубокому пониманию социально-экономического устройства этого общества.
Среди огромного количества исторических исследований, в которых в большей или меньшей степени затрагивается тема кредитных отношений в интерпретации М.Т. Цицерона, охарактеризуем несколько наиболее важных работ, которые можно объединить в две группы.
В первой группе отнесем публикации, посвященные изучению эпохи Цицерона или его творчества. Среди них отметим в первую очередь фундаментальное исследование С.Л. Утченко. Описывая жизнь и творчество Марка Туллия, С. Утченко привел сведения о предпринимательской деятельности политических союзников или оппонентов Цицерона: Марка Красса, Марка Юния Брута, Гнея Помпея - а в связи с участием Цицерона в судебных процессах подробно описал ростовщические операции наместника Сицилии Гая Верреса, а также известного спекулянта Гая Рабирия Постума. Отметим также книгу Г. Буассье. В ней можно найти сведения о частной жизни Цицерона, в частности, о его денежных делах.
Особое место среди этой группы работ занимают монографии В. Кролла «Культура эпохи Цицерона. Политика и хозяйство» и В. Фаулера «Социальная жизнь в Риме в эпоху Цицерона». Каждый их этих авторов посвятил кредитному делу в античном Риме по одной главе в своих исследованиях: В. Кролл - главу «Частное денежное дело», В. Фаулер - главу «Деловые люди и их методы». Они подробно описали деятельность откупщиков налогов, менял-аргентариев, рассказали о некоторых финансовых аферах, а Фаулер к тому же упомянул о кредитных операциях друга Марка Туллия - Тита Помпония Аттика и даже рассказал о долгах самого Цицерона. Оба автора придерживались циклической теории, находили в Древнем Риме эпохи поздней республики существенные черты капиталистической эволюции. В. Фаулер даже выстроил схему капиталистического развития Рима после Второй Пунической войны. Понятно, что в рамках нашего исследования мы не ставили задачу анализа концепции римского капитализма, но все же заметим, что она является удобным инструментом для изучения предпринимательства в античном Риме. Наиболее последовательно эта концепция изложена в работе Г. Сальвиоли «Капитализм в античном мире». В подтверждение своей теории Г. Сальвиоли привел немало интересных упоминаний о кредитных отношениях в античном Риме[8].
Авторы вышеназванных работ основное внимание уделяли событиям, вызвавшим наибольший общественный резонанс: злоупотреблениям Верреса и публиканов, ростовщическим операциям Брута и Помпея, разного рода финансовым аферам. Будничная деятельность банкиров, негромкие банковские операции, которые, собственно, являются основной темой нашей статьи, попадали в поле зрения этих исследователей значительно реже.
Ко второй группе отнесем исследования, темой которых является кредит и кредитные отношения в античном Риме. Среди работ этой группы отметим монографию Ж. Андре о банковском деле в Древнем Риме, работу
В. Краута о римских банкирах[9], капитальное исследование К. Смирнова, статьи Л. Миттейса и К. Вербовена, а также главу «Цены, ссудный процент и денежное дело» в труде И. Марквардта. Авторы указанных работ проанализировали деятельность римских банкиров, охарактеризовали основные банковские операции, которые они совершали, активно используя при этом информацию, которую оставил потомкам Марк Туллий Цицерон. Однако в этих исследованиях наследие Цицерона не систематизировано, потому что авторы и не ставили перед собой такой задачи.
Из этого беглого историографического анализа следует основное - проанализировать основные упоминания о кредитных отношениях Риме, которые встречаются в философских работах, речах и письмах Цицерона на этой основе дать по возможности цельный рассказ о банкирах и банковских операциях в Риме I в. до н.э.
Сначала определим основной круг лиц, которые, по мнению Цицерона, занимались кредитным делом. Цицерон упоминает в этой связи представителей всех сословий римского общества: сенаторов (ordo senatorius), всадников (ordo equester), других свободнорожденных граждан Рима, вольноотпущенников, а также провинциалов. С последствиями кредитной деятельности представителей сенаторского сословия Марку Туллию пришлось столкнуться во время пребывания на посту про-консула Киликии (51–50 гг.). Именно из его писем стало известно о займах Марка Юния Брута жителям города Саламин на Кипре и царю Каппадокии Ариобарзану, а также о кредите, предоставленном этому царю Гнеем Помпеем.