Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
1.1. Сущность стратегического анализа
1.2. Методы стратегического анализа
1.3. Этапы стратегического анализа
Глава 2. Анализ стратегии развития ОАО Авиокомпания «Уральские Авиалинии» и пути ее совершенствования
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО АК «Авиалинии»
2.2. Анализ стратегического положения ОАО АК «Уральские авиалинии»
2.3. Рекомендации по развитию ОАО АК «Уральские авиалинии»
Заключение
Список литературы
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере. В этих условиях большое значение отводится продвижению в практику предприятий идей и технологий стратегического управления развитием.
Область стратегических решений обширна: выбор направлений деятельности, приоритета ресурсов, главных долговременных партнеров, организационной формы партнерства, способов развития потенциала, возможностей использования сильных сторон предприятия, снижения отрицательных последствий слабых и угроз внешней среды, конкурентной и инновационной антикризисной политики.
Стратегический характер приобретают применение ресурсов, их логистика (потоки, распределение, хранение, доставка), функции структурных звеньев, деловые процессы и продуктовые проекты. Важно видеть долговременное развитие как самой производственно-хозяйственной системы предприятия в целом, так и каждого ее элемента.
Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Целью курсовой работы является анализ и оценка стратегического положения ОАО АК «Уральские авиалинии».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность стратегического анализа;
- определить методы стратегического анализа;
- раскрыть информационную базу стратегического анализа;
- охарактеризовать ОАО АК «Уральские авиалинии»;
- проанализировать стратегического положение ОАО АК «Уральские авиалинии»;
- предложить рекомендации по развитию ОАО АК «Уральские авиалинии».
При написании курсовой работы использовалась учебная и методическая литература, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности ОАО АК «Уральские авиалинии».
Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
1.1. Сущность стратегического анализа
Вопросам стратегического анализа и планирования на предприятии посвящено большое количество работ зарубежных экономистов. Наиболее известными являются труды Р. Акоффа, И. Ансоффа, Г Джонсона, Б. Карлофа, У. Кинга, Д. Клиланда, Т Коно, М. Портера, Д. Томпсона, Я. Чанга, А. Чандлера.
В последнее время и в отечественной экономической литературе появились исследования, связанные с организацией стратегического анализа и планирования на предприятиях. Однако, в них дается лишь общая характеристика процесса стратегического анализа и планирования. Наличие достаточно большого числа работ, посвященных проблемам стратегического планирования, не исключает необходимости дальнейшего исследования ряда теоретических положений и методических вопросов, анализа и обобщения накопившегося опыта в этой области. Тем более, что практика внедрения процедур стратегического планирования на отечественных предприятиях показывает, что тщательной проработке должны быть подвергнуты и отдельные этапы стратегического планирования, включая этап стратегического анализа.
Существуют различные точки зрения на основную цель, которую преследует стратегический анализ. Но, безусловно, что все эти взгляды носят смежный характер, и различаются они между собой лишь определенным акцентированием тех или иных областей. Наиболее обще можно констатировать, что основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии. Проще говоря, поиск факторов стратегического успеха компании. Эта установка и составляет сущность стратегического анализа, она, по сути, выступает в качестве фундаментальной методологической установки стратегического анализа.
В ходе исследования перед стратегическим анализом стоит несколько задач, которые носят уже более прикладной характер. Анализ затрагивает наиболее показательные стороны жизнедеятельности компании. Тем самым, задачи стратегического анализа можно разделить по группам, которые концентрируются вокруг ключевых проблем.