Введение
Глава 1. Правовое регулирование исполнительного производства РФ на современном этапе
1.1. Исполнительное производство в России
1.2. Эволюция законодательства об исполнительном производстве
Глава 2. Проблемы законодательства об исполнительном производстве и его развитие
2.1. Способы совершенствования исполнительного производства
2.2. Проблема обеспечения законных прав и интересов взыскателя в современном исполнительном производстве
Заключение
Список использованных источников и литературы
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ государством каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Вместе с тем, для этого недостаточно одного лишь признания за лицом права на восстановление нарушенного или оспоренного права в судебном решении. Необходимо принять меры к его реальному исполнению. Реализация назначения гражданского судопроизводства в полной мере осуществляется посредством исполнения постановленного судом решения.
Европейский суд по правам человека в последнее время в своих актах неоднократно указывал, что срок судебного разбирательства начинает исчисляться с момента подачи заявления в суд и заканчивается моментом исполнения решения. Практика Европейского суда по правам человека сформировалась в условиях расширения концепции «права на справедливое судебное разбирательство», которая стала включать в себя и процедуру принудительного исполнения судебных решений. Поэтому исполнение судебных актов – важный участок правовой деятельности.
Авторитет судебной власти напрямую зависит от того, насколько четко и быстро будут реализованы судебные решения. Это, безусловно, связано с деятельностью органов принудительного исполнения, которая на протяжении длительного времени постоянно реформируется и совершенствуется.
Не секрет, что исполнительное производство как применение специальных мер уполномоченными государством лицами появилось гораздо позже самого судопроизводства, направленного на вынесение этих решений. Община принуждала к исполнению принятых ею решений собственным авторитетом.
Актуальность исследования обусловлена следующим. Исполнение является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации. Проблема исполнения судебных и иных юрисдикционных актов приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и, как их частного случая, – принудительного исполнения судебных актов. Неисполнение решений судов делает бессмысленным их вынесение и, следовательно, саму судебную деятельность по гражданским делам, что, по сути, означает отказ в государственной защите прав граждан и организаций. Проблемам исполнительного производства с каждым годом уделяется все больше внимания, о чем свидетельствует постоянно увеличивающееся число опубликованных статей и научных трудов.
Объектом исследования являются процессуально-правовые отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительного производства. Предмет исследования составляет исполнительное производство как особая разновидность процессуальных отношений, а также теоретические проблемы, связанные с его функционированием.
Цель работы состоит в выявлении особенностей отношений, входящих в исполнительное производство и в связи с этим определение его места в системе отраслей российского права, а также формулирование основных направлений совершенствования законодательства в этой сфере. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть вопросы правового регулирования исполнительного производства в РФ; 2) проследить эволюцию законодательства об исполнительном производстве; 3) провести анализ проблем, выявленных в правоприменительной практике; 4) рассмотреть проблемы обеспечения прав взыскателей и предложить пути их решения.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
Глава 1. Правовое регулирование исполнительного производства РФ на современном этапе
1.1. Исполнительное производство в России
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство РФ об исполнительном производстве состоит из указанного ФЗ, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. На основании и во исполнение федеральных законов Правительство РФ может принимать нормативно-правовые акты по вопросам исполнительного производства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством России об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
Являясь основным нормативным актом, Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве», детально регламентирующий отношения исполнительного производства, определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов (актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов) и актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (ст.1 ФЗ). Указанный закон приводит перечень органов принудительного исполнения, других органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов иных органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве; вводит перечень исполнительных документов, определяет требования, предъявляемые к ним, устанавливает ответственность за нарушение этих требований; четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения, окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных документов; регулирует иные вопросы.
Среди источников исполнительного производства особое место занимает ФЗ РФ «О судебных приставах». Названный Закон определяет правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, устанавливает требования, предъявляемые к лицам, назначаемых на эту должность, детально регламентирует порядок назначения и освобождения их от должности пристава-исполнителя, четко ограничивает круг полномочий судебных приставов-исполнителей, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты, решает другие вопросы.
В статье 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» говорится также и об иных федеральных законах, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Прежде всего, это ГПК РФ (раздел VII «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов») и АПК РФ (также раздел VII «Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов»). Ряд норм исполнительного производства содержится в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».