- Понятие, сущность и структура внешней среды организации
- Внешняя среда организации и организационное поведение
- Управление внешней средой организации
- ВНЕШНЯЯ СРЕДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
- Список литературы
Реферат|Менеджмент
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 22
Понимание проблем внешней среды организации исключительно важно для разработки и реализации ее стратегии и политики, проектирования организационной структуры и оперативного управления ее деятельностью. Оно требует в первую очередь выяснения базисных категорий концепции внешней среды как неотъемлемой составной части общей теории организаций.
Понятие "среда"(Environment) - предельно широкое философское понятие, которое определяет нечто, по отношению к чему она существует. Это нечто по отношению к чему-то конкретному, что существует в ней и на что она оказывает воздействие. Среда - это совокупность всех условий и факторов, которые окружают объект (вещь, человека, растение, животное, организацию, общество) и непосредственно или косвенно воздействуют на них.
Среда любого объекта включает в себя природно-географическую и социальную среду.
Природно-географическая среда (Natural and geographical еnvironment) - совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных в процесс общественного производства и составляющих необходимое условие существования и развития общества, организации, человека, объектов животного или растительного мира.
Социальная среда (Social еnvironment) есть совокупность всех общественных условий, которые окружают конкретное общество, организацию, человека, объекты животного и растительного мира и оказывают на них прямое или косвенное, стихийное или сознательное воздействие. Социальная среда - сложная динамическая система. Ее принято разделять на социальную микросреду (непосредственное социальное окружение объекта) и социальную макросреду (общую социальную среду).
Внешняя среда организации (External еnvironment) - это совокупность всех природно-географических и общественных условий и факторов, окружающих организацию и оказывающих на ее поведение прямое или косвенное, стихийное или сознательное воздействие.
Для того, чтобы конкретизировать понимание сущности внешней среды организации, в теории организации были дополнительно введены понятия общей организационной среды, организационного поля и целевой cреды организации.
Общая организационная среда (General еnvironment) - это основные условия и факторы социальной макросреды, которые в той или иной степени воздействуют на функционирование и развитие конкретной организации. К числу ее основных компонентов относятся:
Все эти факторы внешней среды организации принято называть также дистантными (Remote factors), поскольку они не находятся в непосредственном соприкосновении с организацией и оказывают на нее не прямое, а косвенное, опосредованное воздействие.
Целевая среда организации (Task еnvironment) - это силы, прямо влияющие на данную организацию извне и непосредственно воздействующие на постановку и реализацию ее целей. Идея целевой среды принадлежит У.Диллу. С его точки зрения, она включает в себя только те компоненты внешней среды организации, которые имеют прямое отношение к постановке организационных целей и к их достижению. Это такие целевые факторы (Task factors) как потребители или клиенты, поставщики сырья и материалов, рынок труда, из которого организация черпает необходимые ей трудовые ресурсы, конкуренты организации в борьбе за рынки сбыта и дефицитарные ресурсы, "регулятивные группы" - правительственные органы, акционеры, кредиторы, профсоюзы, службы занятости, биржи труда и т.д. К ним можно также отнести посреднические организации, профессиональные ассоциации, "мафиозные" криминальные структуры (в тех случаях, когда они оказывают на легальные организации существенное влияние).
Организационное поле (Organizational domain) - это пространство, на котором происходит процесс реального взаимодействия данной организации с другими организациями по поводу производства, распределения, обмена или потребления товаров и услуг..
Понятие и общая концепция организационного поля выдвинуты С.Левиным. По его определению, оно формируется на основе целей, намерений и решений организации относительно характера, качества и количества товаров или услуг, выпускаемых в конкретное время и реализуемых ею в конкретном сегменте внешней среды, а также на основе определения конкретного потребителя, которому эти товары или услуги адресуются. В случае "принятия" этих целей, намерений и решений организации субъектами ее целевой среды между ними возникает взаимодействие, рождающее "пространство", которое и называется организационным полем.
Таким образом, внешнюю среду организации нельзя адекватно описать (как это иногда предлагается) через определение - "все, что выходит за ее пределы." Ею выступает лишь то, с чем организация реально взаимодействует, то, что предлагает ей нечто необходимое для ее функционирования и развития, и неважно, кто или что это - другие организации или отдельные люди. В этом контексте внешняя среда не только создает необходимые предпосылки и условия для деятельности организации, но и порождает определенные трудности, ограничения и барьеры на пути реализации организационных целей.
В литературе по теории внешней среды организации есть и другие подходы к определению ее содержания и структуры.
Так, по мнению британского исследователя Дж.Пеннингса (1975), рациональнее подразделять внешнюю среду организации на три широкие группы факторов. Первая - техническая среда (Technical еnvironment), в которую он включает факторы, находящиеся в непосредственном взаимодействии с организацией и прямо связанные с целями, которые она стремится достичь. К ним он относит технологию, продуктную нишу, конкурентов, поставщиков, потребителей, работников. Вторая группа - это "посреднические факторы" (Intermediary еnvironment), к которым относятся социальные, политические и экономические институты, с которыми взаимодействует данная организация (система образования, профсоюзы, группы давления, правительство). В третью группу факторов внешней среды он включает общую культуру общества (National culture), в рамках которой развивается организация.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!