1. теоретико-методические подходы к бизнес-планированию как инструменту управления предприятием
1.1. Характеристика основных подходов и современного состояния решения проблемы управления предприятием с помощью бизнес-планирования
1.2. Методические подходы к организации финансового механизма реализации бизнес-плана
1.3. Инструментарий для оценки эффективности организации финансового механизма реализации бизнес-плана
Список использованных источников
1. Теоретико-методические подходы к бизнес-планированию как инструменту управления предприятием
1.1. Характеристика основных подходов и современного состояния решения проблемы управления предприятием с помощью бизнес-планирования
В условиях рыночной экономики и ограничений в ресурсах многие организации вынуждены оптимизировать подходы как к своей активности на рынке, так и к внутренней организационной деятельности. Наиболее важными вопросами, стоящими перед организациями, являются проблемы сохранения и расширения текущих позиций на рынке, модернизации и обновления производственных мощностей, сохранения текущих и разработки новых источников финансирования. Организации необходимо не только точно представлять свои потребности в ресурсах на перспективу, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе ведения бизнеса.
Таким образом, одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается менеджмент организации, заключается в подготовке и написании бизнес-плана. Бизнес-план «должен устанавливать цели компании и объяснять, как и когда они будут достигнуты, какие ресурсы для этого потребуются, чем подтверждаются сделанные допущения»[1].
Бизнес-план – результат процесса бизнес-планирования, самостоятельного вида плановой деятельности, «которая непосредственно связана с предпринимательством. Это – упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением»[2].
Процесс бизнес-планирования можно представить в виде десяти последовательных шагов:
- Определите, для чего нужен бизнес-план, кому вы собираетесь его показать.
- Объясните деловую идею и расскажите, чего вы уже добились.
- Сформулируйте цели и расскажите, как вы собираетесь их реализовать.
- Рассчитайте основные показатели деятельности: рентабельность, денежный поток, потребность в финансировании.
- Покажите, что хорошо знаете рынок, конкурентов и продукцию или услуги.
- Определите ресурсы, необходимые вам для достижения целей, – люди, производственные мощности и т.д.
- Проверьте ваш план на реалистичность и сделайте его устойчивым к колебаниям рынка.
- Решите, как вы будете информировать о плане, выполнять его и управлять компанией.
- Тщательно проверьте весь план, чтобы убедиться, что вы сделали все необходимое.
- Выполните план и, если обстоятельства изменились или прошло какое-то время, начните этот процесс заново[3].
Управленческие аспекты планирования получили свое развитие в рамках школы планирования, основателем которой признан И.Ансофф. Помимо работ Ансоффа, большой вклад в разработку концепции планирования как функции управления внесли Р. Акофф, П. Друккер и Д. Хасси. Ключевым подходом к планированию в рамках работ этих авторов является понимание «планирования как деятельности, в рамках которой имеет место развитие, а не просто как деятельности, результат которой может участвовать в развитии»[4]. Предлагаемая модель планирования исход «из рассмотрения целого, затем взаимодействия частей и только потом самих частей. Основой для этого служит представление о планировании как рассмотрении взаимозависимых проблем»[5]. При этом планирование преимущественно должно строится не на «предчувствиях», а на «обоснованных предположениях», построенных на «разумном прогнозе развития событий»[6].
Формализованная концепция и методология бизнес-планирования пережили определенную эволюцию от использования их в качестве инструмента для привлечения внешнего финансирования до каркаса планирования и управления бизнесом; бизнес-план фактически стал «стандартом образа действий для бизнесменов при вхождении в любую ситуацию деловой жизни»[7].
Таким образом, к основополагающим функциям бизнес-планирования можно отнести:
– обеспечение общего управления развитием предприятия;
– согласование потенциальных производственных возможностей предприятия с потребностями и материальным обеспечением производства, снижение риска принятия неверных решений;
– оперативное регулирование социально-экономических процессов, системное сочетание материальных, трудовых и интеллектуальных возможностей производства;
– гибкое инновационное и инвестиционное развитие производства с учетом требований повышения качества продукции и снижения затрат на производство и продажи;
– эффективное трудовое и социальное развитие персонала в целях совершенствования организации и повышения результативности труда;
– разработка исследовательских, конструкторских, технологических и организационных мер по удовлетворению и управлению спросом через соответствующие маркетинговые действия;
– управление качеством продукции при росте конкурентоспособности производства и экономии общественно необходимых затрат;
– управление финансовыми результатами деятельности предприятия, направленное на формирование и совершенствование функционирования организационных систем[8].
Бизнес-план предприятия выполняет три функции – определение будущих проектов, определение того, в какой степени достигнуты цели, получение финансирования[9].