Введение
Глава 1. Теоретические аспекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 История развития и регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Предпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования
Глава 2. Анализ проблем административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы и методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Проблемы правовой регламентации предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Развитие предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- зарождение наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания.
Однако, несмотря на важную роль, которую играет предпринимательство в экономике государства, чаще всего оно не в состоянии способствовать своему развитию самостоятельно, ему не хватает как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Мероприятия, проводимые государством не всегда эффективны, их не всегда бывает достаточно. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых.
Тема административно-правового регулирования предпринимательской деятельности активно освещается в научной литературе, где можно встретить статьи, монографии, диссертационные исследования, посвященные различным аспектам государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В частности, это труды Алексеева С.В., Губина Е.П., Шишкина С.Н., Тихомирова Ю.А., Отнюковой Г.Д. и др.
Объект исследования - отношения в сфере административно-правового регулирования.
Предмет исследования - отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Цель исследования - анализ норм законодательства, регулирующих все многообразие экономических отношений; анализ теоретических и практических аспектов социально-экономической политики государства; поиск путей повышения эффективности и демократизации административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 История развития и регулирования предпринимательской деятельности
На протяжении всей истории развития предпринимательства прослеживается взаимосвязь частных и публичных отношений. Роль государства всегда была определяющей в вопросе регулирования и стимулирования экономических отношений. Этот смысл мы можем наблюдать в изречении Владимира Мономаха о том, что «необходимо купечество учить и поддерживать его».
Зародилось российское предпринимательство в Киевской Руси в торговой и промысловой формах. Первыми российскими предпринимателями являлись мелкие торговцы и купцы.
Первейшим видом торговли на Руси была караванная торговля, так как правителями в то время большое значение уделялось именно внешнеторговым связям. «Чем дальше мы углубляемся в историческое прошлое России, тем более внутренняя торговля отодвигается на второй план, и тем заметнее преобладает над ней торговля внешняя». Это подтверждается тем, что первое упоминание торгового права мы видим в международных договорах Древней Руси с Византией (907, 911, 944 и 971 гг.) и Русской Правде.
В середине XIV века добавился более развитый вид торговли - ярмарочный. Начинают складываться поощрительная и покровительственная системы, которые в дальнейшем привели к созданию монополий и экономической деформации.
Вследствие появления торгового предпринимательства большую роль стало приобретать государство, которое решило урегулировать торговую деятельность и извлечь из нее максимальную выгоду.
Со временем, судьба предпринимательства целиком зависела от государственной политики. Наблюдалась тенденция к сильной административной власти, большим объемам чиновничьего аппарата, использовавшего свое положение для личного обогащения.
В XVII веке стала зарождаться оседлая торговля. Торговое предпринимательство послужило фундаментом для развития других его видов: промышленного, банковского и т.д.
Положение купцов в XVII веке характеризуется следующим: «Приблизив к себе горстку купечества высшего эшелона, правительство по существу отдало торговый люд в полное распоряжение чиновничьей рати (воевод, приказных людей, стряпчих), которая открыто кормилась за его счет. Жалобы на притеснения, постоянные поборы, издевательства со стороны кормящихся - едва ли не самый распространенный мотив канцелярских документов того времени».
В разные периоды истории у российских предпринимателей были как благоприятные, так и негативные влияния на развитие со стороны властей.
В эпоху правления Ивана IV купечество притеснялось, поскольку государство большее внимание уделяло участию иностранных торговцев. Шведский консул Кильбургер в 1674 году писал, что «видимо сам Господь бог скрывает от понимания русских важность и выгоду, которые несет родная земля для внешней торговли».
В конце XVII века были приняты первые кодифицированные акты, отвечающие за вопросы торговли. В 1653 г. был издан Торговый устав, в 1667 г. - Новоторговый устав, который регулировал порядок осуществления внутренней и внешней торговой деятельности, устанавливал таможенные правила и иное.
Кардинальное изменение направлений государственной политики в отношении предпринимательства пришлось на правление Петра I. Однако при всем понимании важности торговли Петр I не осознавал главное: а именно то, что предпринимательство должно быть инициативным и самостоятельным. Пришла эпоха, когда предпринимательством заставляли заниматься насильно, что в силу естественных причин не принесло ожидаемых результатов. Таким образом, положение предпринимателей полностью зависело от царской воли.
С правлением Екатерины II также связывают видное развитие предпринимательства.