Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы инновационной деятельности
1.1. Современные тенденции развития и проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России
1.2. Особенности правового регулирования инновационной деятельности на муниципальном уровне
Глава 2. Практические проблемы правового регулирования инновационной деятельности отдельных субъектов
2.1. Правовое регулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства в сфере обеспечения энергоэффективности: оценка перспектив обеспечения повышения конкурентоспособности на мировом рынке
2.2. Проблемы совершенствования правового регулирования деятельности инновационных предприятий при образовательном учреждении
Заключение
Библиографический список
Вопросы правового регулирования инновационной деятельности в России представляются весьма актуальными. Исторический опыт последних десятилетий позволяет сделать вывод о том, что наступивший век – век экономики знаний. Сила мысли и творчество стали главным фактором экономического роста и основой благополучия человечества. Однако преобразования рынка объективно требуют выработки механизма правового регулирования отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности, охватывающей все этапы продвижения научной мысли на рынок .
Современное состояние мировой экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний – обеспечивает основу стабильного экономического роста, определяет границу между богатыми и бедными странами.
В последние десятилетия растущие темпы научно-технического прогресса, бурное развитие наукоемких производств и услуг стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере экономической теории по проблемам инновационного предпринимательства . Научные дискуссии по этому вопросу отражают поиск источников экономического роста, необходимость разработки надежной научной базы для использования интеллектуального потенциала страны.
В мировом хозяйстве формируется новая парадигма развития на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стране . Как справедливо замечает М.В. Волынкина, пришло время наполнить правовым содержанием инновационную тематику, а выполнить эту задачу способна юридическая наука . Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Обратившись к доктринальным определениям понятий «новация» и «инновация», следует отметить, что до сих пор нет единого окончательного определения этих двух понятий. Некоторые авторы соотносят их как отличающиеся друг от друга понятия, а другие – как тождественные понятия, однако более целесообразным является законодательное закрепление понятия инновации как окончательного результата интеллектуальной деятельности, наделенного признаками новизны, практической применимости, конкурентоспособности и непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
В РФ понятие инновационной деятельности дано в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» , согласно ст. 2 которого инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Понятие инновационной деятельности дано также в Законе РФ, согласно ст. 2 которого инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом.
Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области правового регулирования инновационной деятельности, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Для этого и поставлены следующие задачи:
1. Проследить современные тенденции развития и проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России.
2. Отметить особенности правового регулирования инновационной деятельности на муниципальном уровне.
3. Осветить правовое регулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства в сфере обеспечения энергоэффективности: дать оценку перспектив обеспечения повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
4. Проанализировать проблемы совершенствования правового регулирования деятельности инновационных предприятий при образовательном учреждении.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.
Объект исследования – законодательство, регулирующее особенности инновационной деятельности в РФ.
Предмет исследования – правовое регулирование инновационной деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Нормативные акты
1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС КонсультантПлюс.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СПС КонсультантПлюс.
3. Об электроэнергетике: Федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 13. Ст. 1177.
4. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 48. Ст. 5711.
5. О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федер. закон от 11 июля 2011 г. № 197-ФЗ // Рос. газ. N 5529. 2011.
6. Об инновационном центре «Сколково»: Федер. закон от 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // Рос. газ. № 220. – 2010.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС КонсультантПлюс.
8. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС КонсультантПлюс.
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 нояб. 2009 г. № 1715-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 48. Ст. 5836.
10. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р // СПС КонсультантПлюс.
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 20. Ст. 2444.
12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 // СПС КонсультантПлюс.
Научная литература
13. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 11.
14. Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». – М.: Новая правовая культура, 2007. – 545 с.
15. Бердашкевич А.П. Экономические и правовые аспекты развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2010 г. // Вестник Московского университета. Сер. «Б». Экономика. – 2011. – № 1.
16. Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 240 с.
17. Волынкина М.Ф. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы. – М., 2007.
18. Городов О.А. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности. СПб., 2008.
19. Грибанов Д.В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес, Менеджмент и Право. – 2013. – № 1.
20. Еременко В.И. Об инновационном развитии экономики Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2010. – № 12.
21. Индикаторы инновационной деятельности: Стат. сб. – М.: ГУ ВШЭ, 2012.
22. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А.В. Барышевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007. – 504 с.
23. Костюков А.Н. Муниципально-правовая политика и ее метаморфозы // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 6.
24. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги (журнал). – 2009. – № 5.
25. Степанян А.С. Правовое регулирование инновационной деятельности в РА и РФ (сравнительно-правовой анализ) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013. – № 3.
26. Якубович А.М. Правовое регулирование инновационной деятельности на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 12.
Электронные ресурсы
27. Городов Р.В., Губин В.Е., Матвеев А.С. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
28. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
29. Лялина Ж.И. Налоговый кредит в финансовом механизме стимулирования инвестиционной деятельности: на примере Приморского края: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2004.
30. Назарова Е.А. Стратегическое планирование инновационного развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. Май. 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/378.
31. Пояснительная записка к законопроекту «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=495392-5&02.
32. Ризнер В., Нагорнов В.Н. План развития энергетики Федерального правительства Германии до 2050 г. – основа устойчивого экологического развития [Электронный ресурс] // Экономика энергетики. 2008. URL: http://rep.bntu.by/bitstream/ data/1508/1/75-84.pdf (дата обращения: 15.06.2012).
33. Спектор А.А. Предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2012.
34. Субъект права законопроекта. Электронная регистрационная карточка на законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=495392-5&02.
35. Электронная книга «Актуальные вопросы местного самоуправления». URL: http://www.sbor.ru.
36. Электронная регистрационная карточка на законопроект N 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=495392-5&02.