Введение
1 Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности организации
1.1 Сущность и значение прибыли как экономической категории
1.2 Классификация показателей прибыли организации
1.3 Сущность и система показателей рентабельности организации
1.4 Основные направления роста уровня доходности организации
2 Организационно-экономическая характеристика организации
3 Оценка прибыли и рентабельности организации
3.1 Оценка динамики расходов и доходов организации
3.2 Анализ структуры и динамики показателей прибыли
3.3 Факторный анализ прибыли организации
3.4 Оценка показателей рентабельности предприятия
3.5 Экономическое обоснование путей увеличения прибыли и уровня рентабельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Вопросы анализа рентабельности деятельности находятся в центре внимания менеджмента любой компании. Цель организации бизнеса практически в любой сфере деятельности - извлечение прибыли.
Прибыль является основным обобщающим абсолютным показателем эффективности функционирования организации и определяется путем сопоставления доходов и расходов. Вместе с тем по абсолютным показателям прибыли нельзя объективно определить, насколько успешным был данный период работы для организации, ведь одна и та же сумма заработанной прибыли может быть итогом работы разновеликих организаций. Использование показателей рентабельности позволяет устранить этот недостаток.
Роль показателей рентабельности заключается в следующем: высокая рентабельность способствует повышению финансовой устойчивости организации и ее выживанию в условиях жесткой конкуренции на страховом рынке; рентабельность имеет большое значение для собственников, так как при ее увеличении возрастает интерес к инвестициям в данную организацию, растет цена акций, максимизируется рыночная стоимость капитала; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
Таким образом, рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности работы, который позволяет оценить не только общую социально-экономическую привлекательность организации, но и доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость понесенных затрат и т.д.
Оценка рентабельности интересна не только собственникам и менеджерам компании, но и в первую очередь внешним пользователям информации: консультантам, финансовым аналитикам, потенциальным инвесторам и акционерам. Внешние заинтересованные пользователи информации уровень рентабельности организации могут оценить только по данным публичной бухгалтерской отчетности.
Методика анализа рентабельности приводится во многих научно-практических изданиях многими авторами (С.В. Куликовым, С.А. Бороненковой, Т.И. Буяновой, В.И. Петровой, А.В. Петровым, Г.А. Скачко, Н.Н. Никулиной, С.В. Березиной и др.). Но не всегда авторы ориентированы именно на показатели бухгалтерской отчетности, скорее на внутренние данные системы бухгалтерского учета, что затрудняет использование внешними аналитиками предлагаемых методик на практике. Также можно констатировать отсутствие общепринятых методики анализа рентабельности в организациях.
Выбранная тема курсовой работы носит актуальный характер, так как для достижения своей цели организация должна осуществлять эффективную деятельность, что может быть оценено именно показателями рентабельности.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности организации на основе их анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд таких задач:
- Исследовать сущность и значение прибыли;
- Изучить классификацию и виды прибыли
- Рассмотреть понятие и экономическую сущность рентабельности;
- Изучить основные показатели рентабельности;
- Дать оценку динамики доходов и расходов организации;
- Проанализировать структуру и динамику прибыли;
- Провести факторный анализ прибыли организации;
- Провести оценку рентабельности СХ ЗАО «Новомихайловское»;
- Разработать рекомендации по повышению прибыли и рентабельности СХ ЗАО «Новомихайловское».
Объектом исследования выступает СХ ЗАО «Новомихайловское».
Предметом исследования является рентабельность СХ ЗАО «Новомихайловское».
Период исследования – 2013-2015 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных авторов области анализа и финансов, и фактические данные организации. В процессе исследования применялись общие методы: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод, анализ, сравнение.
1 Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности организации
1.1 Сущность и значение прибыли как экономической категории
Для эффективного управления хозяйственной деятельностью организации, в условиях нестабильной современной экономики России, возрастает значимость информационной базы для принятия экономически грамотных управленческих решений имеющейся в распоряжении руководителя. Особую роль в ней занимает информация о финансовых результатах деятельности организации. В принятии управленческих решений как тактического, так и стратегического характера помогает регулярный анализ финансовых результатов деятельности организации[1].
Основной целью функционирования любой организации функционирующей в любой из отраслей народного хозяйства и имеющей любую предусмотренную законодательством организационную форму, за исключением некоммерческих, является получение прибыли.
Результат финансово-хозяйственной деятельности организации выражается получением прибыли либо убытка, который формируется в течении календарного года. Финансовый результат деятельности организации осуществляется накопительно в течение всего года и представляет собой разницу между доходами организации и ее расходами. Если по итогам деятельности организации за год ее доходы превышают ее расходы, происходит прирост имущества выраженный в получении прибыли, в том случае если расходы организации превышают ее доходы имеет место уменьшение имущества, то есть получение убытка. Таким образом, финансовый результат полученный по итогам деятельности организации за год, выраженный прибылью или убытком приводит к увеличению либо уменьшению капитала организации[2].
На сегодняшний день важным условием устойчивого в финансово-экономическом ракурсе развития и функционирования хозяйствующего субъекта является обеспечение не просто повторяющегося неизменного объема воспроизводства в течении ряда лет, а расширенного воспроизводства, которое создает предпосылки для упрочнения экономической стабильности и мощи организации. При этом в развитии и укреплении экономики организации наиболее важная роль принадлежит получаемой ею от финансово-хозяйственной деятельности прибылью.
По мере развития экономической теории понятие «финансовый результат» постоянно усложнялось. Более того, важно отметить, что на сегодняшний день так и не выработано единого мнения относительно сущности финансовых результатов и прибыли, и сущность прибыли до сих пор остается дискуссионным вопросом. Финансовый результат был и остается одним из наиболее многозначных, спорных и противоречивых терминов, что подтверждается в том числе и наличием множества синонимов – доходы, выгода и т.п.[3]
Так, например, Ковалев В.В. под финансовым результатом понимает разница между доходами и затратами организации. Но данное определение недостаточно точно характеризует сущность финансового результата[4].
Толкачева Н.А. дает более полное определения финансового результата, под которым она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка[5].
Финансовый результат является прибылью, по мнению О.В. Ефимовой, при этом она отмечает, что действительно конечным финансовым результатом является тот, правом распоряжаться которым имеют собственники, и в мировой практике под ни подразумевается прирост чистых активов[6].
Наиболее интересной точкой зрения на сущность финансовых результатов является точка зрения Г. В. Савицкой, по мнению которой финансовый результат деятельности организации с одной стороны характеризуется суммой полученной прибыли, а с другой уровнем рентабельности, то есть это прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода[7].
Финансовый результат является одним из важнейших объектом бухгалтерского наблюдения, отражающим результаты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, которая может быть выражена как прибылью так и убытком.
Без изучения такой категории как прибыль невозможен научный подход к решению таких первостепенных задач для предприятия как повышение эффективности деятельности, повышение материальной заинтересованности и ответственности трудового коллектива в повышении конечных финансовых результатов при сохранении или снижении уровня затрат, поскольку прибыль является одной из самых сложных категорий.
В силу всего вышесказанного актуальность исследования вопросов сущности прибыли возрастает[8].
Прибыль - это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, «подъем», доход. Зачастую под словом «прибыль» понимают разные вещи. Например, сравним прибыль в представлении предпринимателя (собственника) и бухгалтера или налогового инспектора, т.е. прибыль в кармане и прибыль в отчетности[9].
В научной литературе категории «финансовые результаты» уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Независимо от различий в объяснении источников происхождения прибыли все рассмотренные теории включают концепцию максимизации прибыли, рассматривающую ее как движущий стимул в условиях рыночной экономики. Современная теория прибыли характеризуется сочетанием элементов различных представлений об экономическом содержании этой категории и закономерностях ее образования. Единого понимания сущности прибыли нет и не может быть, так как оно полностью зависит от поставленных заинтересованным лицом целей.
Достоверность исчисления и распределения финансового результата на сегодняшний день становится первоочередной задачей, что обусловлено тем, что прибыль в современных условиях является основным источником пополнения государственного бюджета, посредством налога на прибыль, расширения производства, вознаграждения собственников, решения социальных проблем[10].
Экономическое определение финансового результата (прибыли или убытка) состоит в том, что это результат использования всего авансированного капитала за определенный промежуток времени. Причем прибыль выступает в виде прибавочного продукта, полученного в результате такого использования, а убыток представляет собой стоимостную оценку материализованных рисков при осуществлении предпринимательской деятельности.
Вся система экономических рычагов влияет на производство прямо или косвенно именно через прибыль. Полученная прибыль предоставляет возможности для расширенного воспроизводства и, следовательно, при стабильной норме прибыли, постоянное увеличение собственных средств организации. Поэтому в условиях рыночных отношений прибыль выступает синонимом категории «финансовый результат»; наличие убытка при жесткой конкуренции является недопустимым[11].
Получение систематической прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг в соответствии с Гражданским кодексом (ГК РФ) - основная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Некоммерческие организации не имеют в качестве такой цели извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками. Однако они также могут осуществлять и предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых созданы, и соответствующую этим целям. Поэтому хозяйствующие субъекты любых организационно-правовых форм заинтересованы в получении прибыли[12].