Глава 1 Теоретические основы изучения спроса на товары народного потребления в торговом предприятии
1.1 Потребительский выбор. Основные положения теории поведения потребителя
1.2 Исследование спроса потребителей на товары в торговле
Глава 2 Изучение спроса на товары народного потребления в магазине «Магнит» (ООО «Тандер»)
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Экономическая характеристика предприятия
2.3 Анализ потребителей торгового предприятия
2.4 Оценка спроса на товары торгового предприятия
Список источников
Приложения
Глава 1 Теоретические основы изучения спроса на товары народного потребления в торговом предприятии
1.1 Потребительский выбор. Основные положения теории поведения потребителя
Поведение потребителя в условиях рынка определяется тремя основными факторами: полезностью вещи, ее ценой и доходом самого потребителя. Эти три аспекта и составляют содержание теории поведения потребителя.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Выделяют общую и предельную полезность блага.[1]
Общая полезность (TU) – это полезность всех единиц потребляемого блага. Предельная полезность (MU) – полезность каждой дополнительной единицы блага.
Рисунок 1.1 - Кривые общей и предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности: при увеличении потребления данного блага его предельная полезность убывает. Таким образом, с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность неуклонно уменьшается.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается тогда, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность будет снижаться, а предельная полезность блага будет отрицательна. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Теория потребительского поведения основывается на следующих положениях:[2]
- Множественность видов потребления (каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ).
- Не насыщенность (потребитель не пресыщен ни одним из благ, предельная полезность всех благ всегда положительна).
- Транзитивность (если А, В и С –комбинации каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С).
- Убывающая предельная полезность.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.
Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя гривна (рубль, доллар и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:
MU1/Р1=MU2/Р2=…=MUn/Рn (1.1)
Иными словами, в точке оптимума величины предельных полезностей, приходящихся на каждую затраченную денежную единицу, должны быть одинаковы для всех товаров.
Поведение потребителя в условиях рынка определяется, в первую очередь, полезностью блага. Существует два подхода к анализу полезности благ: кардиналистский и ординалистский.
Кардиналистский (количественный) подход требует от потребителя измерять количественно полезность блага в особых единицах (ютилах). Такая оценка полезности носит субъективный характер и довольно сложна.
Ординалистский (порядковый) подход основан на упорядочении наборов благ с помощью отношений предпочтения и безразличия. Рассматриваются наборы, состоящие из двух благ (X и Y) и приносящие потребителю одинаковую полезность. Совокупность всех наборов товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью графически отражается кривой безразличия.
Кривая безразличия - это кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.[3]
Каждая точка кривой безразличия потребления двух благ X и Y отражает разные их количественные сочетания, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень потребления. Набор, состоящий из X1 блага X и Y1 блага Y, приносит потребителю то же удовлетворение, что и набор X2, Y2.