Реферат|Философия

Бытие человека

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 22

  1. Многоаспектность проблемы человека и многообразие подходов к её решению (историко-философский анализ). Антропосоциогенез. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
  2. Личностное и общественное в историческом процессе. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Свобода и ответственность
  3. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека Смысл человеческого бытия
  4. Список использованной литературы
  1. Многоаспектность проблемы человека и многообразие подходов к её решению (историко-философский анализ). Антропосоциогенез. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли.

Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир.

Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека.

Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Человек, по Демокриту, - это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан софистами и создателем философской этики Сократом. Исходный принцип софистов: «Мера всех вещей - человек». Сократа впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Задача человека состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. В единстве и противоположности души и тела заключен вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело - это материя, природа, душа же устремлена в мир идей.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного. Еще один отличительный признак человека - его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом.

В средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком».

По Августину Блаженному человек - это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. По Аквинскому, человек - это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. В отличие от Августина, для которого душа является не зависимой от тела и тождественной с человеком, для Фомы Аквинского человек есть личностное единство того и другого. Душа - нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.

В противоположность учению об изначальной греховности человека философская антропология эпохи Возрождения утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463-1494), человек занимает центральное место в мироздании. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

Новое время. Влияние господства частного интереса на Представления о человеке, мотивы его ведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т. Гоббса. Он утверждает, что человек по природе своей - существо не общественное. Напротив, «человек человеку - волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества.

Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживаются в философских взглядах Б. Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить».

Однако основателем антропологического рационализма считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую». Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Основоположник немецкой классической философии И. Кант ставит человека в центр философских исследований. Человек - «самый главный предмет в мире». Кант стоит на позиции антропологического дуализма, но его дуализм - нравственно-природный. Человек, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой - нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности - он свободен. Но главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека.

У Гегеля само отличие человека от животного заключается, прежде всего, в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно-телесное существо. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека и дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей, отношений и деятельности.

В ХХ веке произошло становление философской антропологии, которая занимается изучением человека. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а вклад внесли Г. Плесснер, А. Гелен. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания.

Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением.

Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.

Представители экзистенциализма считали, что нет заданной природы, никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если превращение это так и не произошло. Человек является своего рода «проектом», который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь. Свободный выбор индивида – его судьба, ответственность и его трагедия.

Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.

Антропосоциогенез - исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и культурное - представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Классическая модель антропогенеза, т.е. биологической эволюции человека выглядит как линейная последовательность видов: Homo habilis (человек умелый) - Homo erectus (человек прямоходящий) - Homo neanderthalensis (человек неандертальский) - Homo sapiens (человек разумный).

Между учеными не достигнуто единства в понимании начала и конца антропогенеза. Одни ученые начинают антропогенез с самых древних ископаемых форм гоминид и отодвигают границу на 67 млн. лет назад.

Другие предлагают распространить понятие антропогенеза не на всех гоминид, а только на первых людей (пралюдей), в названии которых присутствует Homo. Тогда счет следует начинать с хабилисов, пришедших на смену австралопитекам примерно 2,2-2,5 млн. лет назад.

Третьи именуют первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно, 1,6 млн. назад. Таким образом, нижняя граница варьируется от 7 до 1,6 млн. лет назад. Научные дискуссии о границах антропосоциогенеза, хотя и выглядят как спор о цифрах, носят скорее концептуальный характер: кого считать первым человеком (Homo).

В широком значении антропогенез - совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens. Социогенез - совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность). Верхней границей антропосоциогенеза в отечественной литературе принято считать период 35-40 тыс. лет тому назад, т.е. верхний палеолит, когда на смену формирующимся людям (пралюдям) и формирующему обществу (праобществу) пришли готовые, сформировавшиеся люди и готовое, сформировавшееся человеческое общество. Таким образом, история человечества, прежде всего, подразделяется на два основных периода:

- историю праобщества (праисторию) и

- историю собственно человеческого общества.

Большинство исследователей склонно считать, что с появлением Homo sapiens sapiens завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез.

Таким образом, 30-40 тыс. лет назад закончился единый процесс антропосоциогенеза. Приблизительно в это время появляется кроманьонский человек и происходит возникновение искусства. Антропогенез по костным останкам изучает физическая и биологическая антропология, социогенез - по археологическим артефактам и живущим ныне племенам социальная и культурная антропология.

В общем и целом антропогенез сопровождался следующими революционными изменениями в анатомии гоминид: структурные преобразования мозга, увеличение мозговой полости и головного мозга, развитие двуногого передвижения (бипедия), развитие хватательной кисти, опущение гортани и подъязычной кости, уменьшение размера клыков, появление менструального цикла, редукция большей части волосяного покрова.

Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась. Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век - палеолит. Он продолжался около 2 млн. лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит - период антропогенеза, поздний палеолит - период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. 

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

- генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;

- фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;

- целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации

  1. Гуров Ю.С. Проблемы жизни, смерти и бессмертия (социально-философский анализ) // Вестник РУК. 2009. №1.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. Учебник. М.: Инфра-М, 2015.
  3. Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981.
  4. Доматырко Д. Г. Проблема человека в истории философии // Вестник ВГТУ. 2009. №8.
  5. Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе / Социологические исследования. 2010.
  6. Кемеров В.Е. Индивид, индивидуальность /В.Е. Кемеров //Современный философский словарь /под ред. В.Е. Кемерова. – М.: Академический проект, 2014. – С.267.
  7. Кравченко А.И. Антропосоциогенез - начало социетальной социализации // Социология. 2018. №3.
  8. Кравченко А.И. Социокультурная антропология: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018.
  9. Мисюров Н. Н. Свобода личности и необходимость общественной организации // Вестник ОмГУ. 2012. №3 (65).
  10. Петров Г.В. Философия смысла жизни. - Псков: ПГПИ, 2017. - 80 с.
  11. Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2016. - 139 с.
  12. Хасанов И.А. Антропосоциогенез и происхождение сознания (некоторые методологические вопросы). – М.: ИПКгосслужбы, 2016. – 44 с.
  13. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.,1994. С. 194

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2020 год 22 стр.
Философия жизни и проблемы существования человека
antiplagiatpro
Реферат Философия
2017 год 12 стр.
Реферат Философия человека
Реферат Философия
2021 год 9 стр.
Ценности человека
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское