Введение
- Общая характеристика религиозной организации
1.1. Религиозные объединения: понятие и виды
1.2 Правовой статус религиозных объединений
- Порядок создания и правовые основы деятельности религиозных объединений
2.1. Порядок создания и ликвидации религиозный объединений
2.2 Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена следующим.
В России после распада СССР и смены политического курса начался процесс восстановления Русской православной церковью утраченных в советский период позиций. Сегодня Церковь вновь стала влиятельной общественной силой, а также важным структурным элементом формирующегося гражданского общества. В связи с этим достаточно остро возникают вопросы правового регулирования свободы совести, свободы вероисповедания, хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. Поднимается и вопрос об имплементации норм канонического права в современную правовую систему России.
Вопросам взаимодействия права и религии посвящено немало работ российских и зарубежных правоведов. Несмотря на это, в современных условиях актуальность данной проблематики только возрастает. Среди факторов, детерминирующих высокий уровень актуальности, отметим следующие.
Западноевропейское общество продолжает стремительно утрачивать черты христианской цивилизации и все больше превращается в общество секулярное, с новыми ценностными ориентирами. Параллельно возрастает вызов со стороны мусульманского мира, который все шире проникает в Европу. Пассионарная исламская религиозность вступает в конфликт с европейским универсализмом, что не может не отразиться и на развитии права.
Остается нерешенной научно-практическая задача, связанная с поиском оптимальных моделей государственно-церковного взаимодействия и, как важной стороны данного вопроса, соотношения канонического и государственного права.
Современная ситуация, когда развитие цивилизации потребления с присущими ей либеральными правовыми принципами зашло в тупик, когда в мире при молчаливом одобрении западных демократий наблюдается ренессанс нацизма, когда стремительно нарастает террористическая угроза, свидетельствует о том, что право не справляется с ролью универсального регулятора общественных отношений. Возникает вопрос о необходимости дополнения правовых норм иными, неправовыми, регуляторами, одними из которых могли бы выступать религиозные нормы.
В методологическом плане ситуация для исследования особенностей взаимодействия правовых и религиозных норм складывается сейчас достаточно благоприятно. Вместе с постклассической наукой, которая все шире проникает и в область юриспруденции, на смену прежнему принципу противопоставления научного знания и религии приходит иное понимание.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности правового регулирования и административно-правовой статус религиозных объединений. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды религиозные объединения: понятие и виды
- раскрыть правовой статус религиозных объединений;
- исследовать порядок создания и ликвидации религиозных объединений;
- охарактеризовать административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования деятельности религиозных организаций. Предмет исследования – административно-правовой статус религиозных организаций в Российской Федерации.
Теоертическую основу исследования составляют работы таких авторов, как Л. Беррес, Д.Д.Боровой, А.А. Гайдеров, С.П.Гришаев, А.А.Дорская, В.И.Жуков, А.А. Исаева, Ф.А.Куприянов, И.Н.Лебединец, Т.В. Мордовцева, Д.А.Пашенцев, В.В.Рубашкин, Ю.В.Соболева, Р.В. Чернышов.
В работе применялись следующие методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, подводящее итоги исследования, и список использованных источников.
1. Общая характеристика религиозной организации
1.1. Религиозные объединения: понятие и виды
Согласно ст. 14 Конституции РФ[1] Российская Федерация – светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
На современном этапе развития России произошли значительные перемены на институциональном уровне, которые привели к увеличению сферы деятельности религиозных объединений, росту конфессионального многообразия и числа зарегистрированных религиозных объединений.
Во-первых, расширилась сфера деятельности религиозных объединений. Так, в настоящее время религиозные объединения активно занимаются образовательной, благотворительной, предпринимательской и иной деятельностью.
Во-вторых, возросло число религиозных направлений. В начале 90-х годов в России действовали представители 15-20 вероучений. В настоящее время на территории РФ осуществляют деятельность более 60 конфессий и религиозных направлений[2]. Такой значительный рост конфессионального многообразия обусловлен следующими факторами:
- внутриконфессиональными расколами и конфликтами, способствующими образованию новых религиозных течений;
- возможностью официально зарегистрироваться в качестве юридического лица;
- активной работой зарубежных миссионеров, приведшей к появлению на территории РФ новых религиозных течений.
Стоит отметить, что сегодня ситуация в плане конфессионального многообразия стабилизировалась[3].
В-третьих, значительно возросло количество зарегистрированных религиозных объединений. Усложнявший порядок регистрации религиозных объединений Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не способствовал прекращению роста их числа.
Деятельность религиозных объединений регламентирована законодательством Российской Федерации, в частности, нормами Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[4] (Закон о свободе совести и о религиозных объединениях). Данный федеральный закон разделяет понятие «религиозное объединение» на два самостоятельных вида религиозных объединений, а именно: религиозная группа и религиозная организация. Законодательством Российской Федерации закреплены определенные требования к наименованию религиозной организации: оно должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Закон о свободе совести и о религиозных объединениях также предусматривает ограничения и запреты для учредителей религиозной организации. Так, не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организациииностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности и т.д.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[5].
В соответствии с п. 1 ст. 123.26 Гражданского кодекса РФ[6] - ГК РФ «религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган».