Реферат|Психология

Личность с точки зрения бихевиоризма

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 25

Введение

  1. Понятие и суть бихевиоризма в психологии
  2. Сущность личности в бихевиоризме
  3. Теории личности в бихевиоризме

Заключение

Список литературы

Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне.

Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.

Личность с позиции бихевиоризма – это организованная и относительно устойчивая система навыков, которые входят в основу устойчивого поведения. Они приспособлены к ситуациям жизни, изменение которых приводит к появлению новых навыков.

Сторонники данного направления утверждали, что предметом исследования в психологии должно стать поведение личности, т.е. ее поступки, действия и реакции, которые доступны внешнему наблюдению. Конечно, в наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, однако его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.

Цель работы – проанализировать личность с точки зрения бихевиоризма.

Задачи:

1) дать понятие и рассмотреть суть бихевиоризма в психологии;

2) раскрыть сущность личности в бихевиоризме;

3) рассмотреть теории личности в бихевиоризме.

 

  1. Понятие и суть бихевиоризма в психологии

Теория бихевиоризма – это направление в психологии, представители которого в качестве предмета психологии рассматривали поведение человека. Главной мыслью его основателей было предположение о том, что человек с рождения представляет собой «чистый лист», а свои психические особенности приобретает в течение жизни в результате различных реакций на те или иные стимулы из внешней среды.

Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.

К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:

Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.

Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.

Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.

Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.

Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.

Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.

Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.

Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.

Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.

Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.

Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе.

Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. 

Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.

При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.

  1. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 11. - С. 216 - 222.
  2. Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 57. - С. 145 - 150.
  3. Соловьева, О. В. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьёва // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 15 - 17.
  4. Торопов, П. Б. Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма / П. Б. Торопов // Вестник Балтийского федер. университета им. И. Канта. - 2011. - № 11. - С. 81- 85.
  5. Фёдоров А. А. Категория причинности в радикальном бихевиоризме // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Психология. 2017. Т. 1, вып. 1. С. 20-25.
  6. Фёдоров, А. А. Эволюция единиц анализа поведения в бихевиоризме: Уотсон, Кантор, Скиннер / А. А. Федоров // Вестник Новосибирского государственного университета. - Серия: Психология. -2010. - Т. 4. - № 1. - С. 19 - 27.
  7. Фрейджер, Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер / Р. Фрейджер. - М.: Издательство "Прайм-Еврознак", 2018. - 11 c.
  8. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011 г.
  9. Хегенкан Б.Теория научения / М. Олсон, Б. Хегенкан. - СПб. - Питер, 2004. - 474 с.
  10. Хитрова, И. В. Изучение личности в зарубежной психологии / И. В. Хитрова // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - № 5. - С. 246 - 249.
  11. Шингаров, Г. Х. И. П. Павлов как учёный и мыслитель / Г. Х. Шингаров // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. - 2000. - № 1. - С. 22 – 23.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Кризис трехлетнего возраста
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское