Актуальность темы исследования обусловлена тем, что растущее влияние международного права на систему и отрасль внутреннего права, усиление межведомственной миграции населения предсказывают глубокое многостороннее взаимодействие стран в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, что нашло свое отражение в законодательстве ряда государств, касающихся важнейших социальных вопросов.: восстановление и защита прав на социальное обеспечение при переезде граждан в другую страну в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при смене места жительства. Право граждан на социальное обеспечение в полной мере закреплено в документах международного права, поскольку оно занимает важное место среди других экономических и социальных прав человека.
Хотя международное право считается дополнением к национальному законодательству, основные рамки права на социальное обеспечение должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения.
Устранение коллизий правовых актов, то есть коллизий правовых норм, регулирующих одни и те же социальные отношения, является важнейшим аспектом международного регулирования. Прямой декрет применимых международных конвенций законодательства предотвращает случаи, когда может применяться законодательство нескольких государств, или не может быть использован в законодательстве ни одного из них.
Вопросы социального обеспечения в международном праве содержатся во многих учебниках по праву социального обеспечения, изданных в последние годы. При этом никаких конкретных исследований по этим вопросам не проводилось. Общепризнанная концепция международного регулирования и международных стандартов социального обеспечения также не определена.
Система социального обеспечения в современной России находится в кризисе. Для него характерны очень низкие размеры оплаты, неадекватность инфраструктуры качества социальных услуг, ненадежность правовых гарантий реализации прав граждан в этой сфере.
Одним из способов реформирования российской системы социального обеспечения является приведение действующего законодательства в соответствие с международными социальными нормами. Опыт развитых стран доказывает эффективность этого пути.
В науке о праве социального обеспечения недостаточно изучено соответствие национального законодательства о социальном обеспечении международным договорам по правам человека. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в работах Э.М. Аметистова, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой и других авторов.
Объект исследования - стандарты международно-правового регулирования социального обеспечения.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере социального обеспечения.
Цель курсовой работы - анализ международно-правового регулирования социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и рассмотреть виды международных стандартов социального обеспечения;
2) рассмотреть международный и внутригосударственный уровни правового регулирования социального обеспечения;
3) проанализировать источники международно-правового регулирования социального обеспечения;
4) исследовать международные конвенции МОТ и сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения.
Нормативную основу образовали Конституция и нормативные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению, Российской Федерации и положения международных правовых актов.
Структуру курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в сфере социального обеспечения, согласовании национальных законодательств по вопросам приобретения и сохранения прав на социальное обеспечение при переезде гражданина в другое государство в процессе трудовой деятельности или при изменении страны постоянного проживания.
Это регулирование основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Также это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов [19, с. 112].
Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения, являясь формой выражения общепризнанных принципов и норм международного права, занимают особое место в правовой системе любого государства.
Применение норм международного права в национальных правовых системах основывается на принципе добровольности, путем участия суверенных государств в разработке международных актов, их ратификации и дальнейшем добросовестном выполнении, исходя из экономических возможностей общества на соответствующем этапе его развития.
Реализация международных норм социального обеспечения в законодательстве РФ осуществляется различными способами:
- через непосредственное применение международных актов после их ратификации;
- путем имплементации, т.е. включения международно-правовых норм в национальную правовую систему (в содержание нормативных правовых актов);
- посредством учета и реализации положений международных актов (ратифицированных или нератифицированных) в нормотворческой и правоприменительной практике [25, с. 149].
Основными источниками международного права в сфере социального обеспечения являются акты, принятые Организацией объединенных наций, Международной организацией труда, Содружеством независимых государств, региональными организациями и объединениями Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока. Принимаемые документы имеют различный правовой статус, они либо обязательные, либо необязательные для исполнения.
Декларации, принципы, меморандумы, совместные заявления, рекомендации, стандартные правила, не имеющие обязательной юридической силы, оказывают морально-политическое воздействие на государственную власть и служат практическим руководством при реализации государственной политики, являются документами, которые декларируют общепринятые принципы международного права.
Эффективное исполнение международно-правовых стандартов в области социального обеспечения достигается с помощью международно-правовых форм и способов защиты, социальных прав.
Одним из эффективных систем международного контроля за соблюдением норм международного права на социальное обеспечение является деятельность МОТ [28, с. 139].
В соответствии с Декларацией «О целях и задачах Международной организации труда» основными задачами МОТ, в частности, являются:
- обеспечение необходимого питания, жилища и полного медицинского обслуживания;
- обеспечение необходимой защиты жизни и здоровья трудящихся всех профессий, защиты благосостояния детей и матерей;
- расширение системы социального обеспечения.
МОТ принимает конвенции, рекомендации и декларации в области социального обеспечения, устанавливая тем самым социальные стандарты и способствуя унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении и определяя перспективы его развития.
Нормы международного права в рекомендациях и конвенциях МОТ в последние годы все активнее находят применение в правовой системе России. Перспективы дальнейшего, более широкого применения международных актов связаны с ратификацией принятых МОТ конвенций.
В систему контрольной деятельности МОТ за соблюдением норм международного социального права входят следующие механизмы.
Прежде всего, ст. 22 Устава МОТ предусматривает, что «каждый из членов обязуется представлять ежегодные доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым он присоединился. Эти доклады будут составляться в такой форме, и содержать такие сведения, какие может потребовать Административный совет». В соответствии со ст. 19 Устава МОТ государства-члены должны сообщать о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее принятие [5].
Судебный контроль за обеспечением международно-правовых стандартов в области социального обеспечения осуществляет и Европейский суд по правам человека, в котором судебная процедура рассмотрения споров более жестко формализована. Четко определен порядок вступления в силу и исполнения вынесенных судами постановлений. Решениями Европейского Суда по правам человека отменяются вынесенные государствами-участниками решения, вносятся изменения в национальное законодательство, изменяется практика государства-участника. В целом, «правовая позиция Европейского суда по правам человека становится источником национального права».
Основной вклад Европейского суда в защиту прав граждан в области социального обеспечения состоит, прежде всего, в борьбе с дискриминацией, в признании необходимости исполнения судебных решений о выплате пенсий и пособий, а также обеспечении принципиальной возможности обращения в ЕСПЧ за защитой прав, прямо не предусмотренных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [15, с. 21].
К примеру, невыполнение судебного решения о выплате пенсии (пособия) расценивается судом как нарушение в области социального обеспечения, подобные дела рассматриваются на основании ст. 6 Конвенции.
Следует заметить, что споры о нарушениях в сфере социального обеспечения рассматриваются Европейским Судом по правам человека лишь в исключительных случаях. Таким образом, основной вклад Европейского суда в защиту прав граждан в области социального обеспечения состоит, прежде всего, в борьбе с дискриминацией, в признании необходимости исполнения судебных решений о выплате пенсий и пособий, а также обеспечении принципиальной возможности обращения в ЕСПЧ за защитой прав, прямо не предусмотренных в Конвенции.
Обеспечение социальных прав достигается и с помощью социально-партнерских механизмов, а также деятельностью специализированных органов по реализации специальных международных программ, целью которых является обеспечение социальной защиты. Так, в структуре ООН созданы специальные институты, которые занимаются вопросами социальной защиты.
Выявленная специфика исполнения международных стандартов социального обеспечения предопределяет возможность их исполнения государствами исключительно в условиях успешного проведения экономических реформ, положительной финансовой конъюнктуры.