Практическая работа № 1
Тема:
Исследование лабильности и ригидности мыслительных процессов.
Вводные замечания.
Методика: «Словесный лабиринт».
Стимульный материал и оборудование.
Ход работы.
Инструкция испытуемым.
Протокол.
Обработка результатов:
Анализ результатов и выводы:
Контрольные вопросы:
Экспериментальный материал методики «Словесный лабиринт»
Практическая работа № 2
Тема:
Изучение особенностей наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»
Вводные замечания.
Методика А.Р. Лурии «Пиктограмма» (1936г.), интерпретативная схема Б.Г. Херсонского (1988).
Стимульный материал и оборудование.
Ход работы.
Инструкция испытуемым:
Протокол.
Обработка результатов:
Критерии оценивания:
Анализ результатов и выводы:
Контрольные вопросы:
Практическая работа № 3
Тема:
Изучение особенностей наглядно-действенного мышления
Вводные замечания.
Методика: «Сложение фигур из спичек».
Ход работы.
Протокол.
Анализ результатов и выводы:
Контрольные вопросы:
Экспериментальный материал методики «Сложение фигур из спичек»
Варианты ответов к задачам методики
«Сложение фигур из спичек»
Практическая работа № 1
Тема:
Исследование лабильности и ригидности мыслительных процессов.
Цель работы: знакомство с проявлением подвижности или лабильности мыслительных процессов, диагностика лабильности-ригидности мыслительных процессов у испытуемого в рамках наличной выборки.
Вводные замечания.
Экспериментально-психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М. Вертгеймер полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей. В определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.
Методика: «Словесный лабиринт».
Стимульный материал и оборудование.
Для каждого испытуемого подготовлено 10 словесных лабиринтов, каждый лабиринт на отдельной карточке. Набор букв выглядит случайным, однако в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово (см. приложение).
Секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка.
Ход работы.
Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Экспериментатор фиксирует время, потраченное на решение каждого отдельного лабиринта ответа. На каждую задачу дается не более 3 минут. Время решения задачи и его правильность экспериментатор записывает в протокол.