Введение
Глава 1. Теоретические аспекты промышленного туризма
1.1 Понятие и виды промышленного туризма
1.2 История развития промышленного туризма
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития промышленного туризма
2.1 Проблемы и тенденции развития промышленного туризма в регионах
2.2 Состояние и перспективы развития промышленного туризма в Псковской области
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что туристическая отрасль является наиболее адаптивной и гибкой, что обусловлено высокой конкуренцией как среди компаний, которые занимаются реализацией туристических услуг, так и среди более глобальных объектов туризма, таких как регионы, которые представляют комплексное предложение на рынке туристических услуг для привлечения туристов и получения финансовых и экономических положительных эффектов.
Высокая конкуренция стимулирует регионы к тому, чтобы выходить за рамки традиционных форм туристической деятельности и диверсифицировать предложение, чтобы привлекать туристов из более разнообразного спектра целевых групп, стимулировать к повторному посещению региона и туристической дестинации.
В последние годы большинство туристов начинают привлекать не только уникальные природные экологически чистые уголки с живописными ландшафтами, но и, как ни странно, промышленные объекты. Учитывая нарастающую популярность у россиян приобретения путевок по кратковременным туристическим маршрутам, можно констатировать, что промышленный туризм должен занять особое место в перечне предлагаемых турфирмами актуальных продуктов.
Промышленный туризм связан с организацией экскурсий и регулярных туров на передовые действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия страны. В числе основных потребителей объектов промышленного туризма могут выступать не только простые туристы, но и школьники, студенты, предприниматели и руководители предприятий, журналисты, каждый из которых будет преследовать свою цель при посещении производства.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности развития промышленного туризма.
Задачи:
1) дать понятие и рассмотреть виды промышленного туризма;
2) рассмотреть историю развития промышленного туризма;
3) определить проблемы и тенденции развития промышленного туризма в регионах;
4) раскрыть состояние и перспективы развития промышленного туризма в Псковской области.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты промышленного туризма
1.1 Понятие и виды промышленного туризма
В России понятие «туризм» закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».
Одним из видов туризма является промышленный туризм. Под промышленным туризмом будем понимать организованное посещение действующих предприятий с целью удовлетворения познавательных, профессионально-деловых и прочих потребностей. Основной формой промышленного туризма является промышленная экскурсия, то есть посещений определенных объектов, таких как фабрики, заводы, комбинаты и т. д. по заранее разработанному маршруту со специальным руководителем - экскурсоводом.
Экскурсии на промышленные предприятия широко распространенны во всем мире. Они являются эффективным инструментом развития экономики, так как выгодны всем вовлеченным сторонам. Для предприятий открытие производства для публичного осмотра это маркетинговый ход, направленный на обеспечение лояльности потребителей и поддержку брендов. Для туристов это способ удовлетворения познавательного, эстетического и прагматического интересов. Для власти производственный туризм – это инструмент пропаганды патриотизма и статья налоговых поступлений в бюджет.
В настоящий момент в России на промышленный туризм приходится всего 1% туристического рынка. Нам представляется очевидным, что для индустриальных регионов страны целенаправленное развитие этого вида туризма является перспективным.
Для определения путей развития данного направления необходимо четко понимать, что такое промышленный туризм, какое место он занимает в туристической индустрии, какие виды промышленного туризма существуют и каким образом данный вид туризма будет удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон.
Представляем классификацию промышленного туризма по следующим признакам: по количеству единовременно посещаемых объектов и по составу группы экскурсантов.
По количеству единовременно посещаемых объектов промышленный туризм делится на разовые экскурсии на предприятие и тематические туры.
Экскурсия на предприятие – это организованное групповое посещение промышленного предприятия с познавательными целями. По длительности такая экскурсия занимает от одного до полутора часов. Чаще всего такая экскурсия заканчивается в сувенирном магазине, где экскурсанты могут приобрести или заказать продукцию данного производителя. Примерами таких экскурсий могут служить экскурсии на Парфюмерную фабрику Фрагонар, Грас, Франция; Фабрику по производству соуса Табаско, о. Эйвери, США; Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо», Новороссийск, Россия.
Тематические туры с посещением нескольких предприятий одного профиля – это организованные групповые поездки с посещением двух и более предприятий одного региона, производства которых представляют интерес в рамках темы тура. Продолжительность таких туров составляет от 2 и более дней. Соответственно, программа этих туров включает не только производственные экскурсии, но и услуги по размещению, питанию, трансферу, кроме того, обычно включены обзорные экскурсии по городам посещения и другие культурно-развлекательные мероприятия. Примерами таких тематических туров могут служить гастрономические туры во Францию с посещением винодельческих хозяйств (Бордо, Шампань и пр.), гастрономические туры в Швейцарию с демонстрацией тонкостей производства сыров, туры по фабрикам народных промыслов городов Золотого Кольца России.
Промышленные экскурсии для школьников – это организация регулярных экскурсионных туров на промышленные предприятия, в которых экскурсантами являются организованные группы учащихся. Кроме общепознавательных, экскурсанты преследуют учебные и профориентационные цели.
Промышленные экскурсии для смешанных групп – это посещение предприятий сборными группами экскурсантов с познавательными целями. Такие экскурсии популярны в странах Европы и США. Например, Завод Фольксваген, Вольсбург, Германия, Гитарная фабрика Гибсон, Мемфис, США. В России в числе доступных экскурсантам производств – кондитерское объединение "Любимый Край", Ленинградская область, фарфоровый завод "Мануфактуры Гарднеръ", Московская область, "Томское пиво" в Томске.
Промышленные экскурсии для профессионалов – это организация экскурсий на ведущие предприятия той или иной отрасли промышленности для бизнесменов или специалистов отрасли с целью изучения особенностей и инноваций производства, получения опыта успешных предприятий, поиска партнеров для бизнеса или объекта инвестирования. Примером такой экскурсии может служить визит на завод «Эйркрафт Индастриз», Куновице, Чехия делегации Оренбургской области с целью детального ознакомления с производством самолетов и обсуждением способов решения задач, связанных с эксплуатацией новой для региона техники.
На начальном этапе развития промышленного туризма Оренбуржья экскурсии могут быть ориентированы на школьников. Во-первых, учащихся достаточно просто организовать, во-вторых, делясь своими впечатлениями с родителями, школьники будут разрушать стереотип «закрытого производства» и тем самым способствовать появлению спроса на экскурсии для смешанных групп. Промышленные экскурсии для профессионалов организуются индивидуально.