Введение
- Системность и понятие системы международного права
1.1. Понятие системы международного права
1.2. Раскрытие системности как свойства международного права
1.3. Значение системы международного права
- Предмет системы международного права и международные отношения
2.1. Предмет как основной критерий построения системы международного права
2.2. Понятие международных отношений
2.3. Виды международных отношений
- Основные подходы к выделению других критериев системы международного права
- Фрагментация международного права как одна из тенденций развития системы международного права
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что международное право является отдельной, самостоятельной системой права. Для раскрытия ее содержания необходимо, в первую очередь, выяснить, что понимается под системой права вообще, основываясь на постулатах как общей теории права, так и теории международного права.
В отечественной правовой доктрине дискуссия по этому вопросу имела место еще в конце тридцатых годов прошлого века, и она протекала, в основном, в виде общей дискуссии, направленной на выявление критериев деления права на отрасли и обоснования существования отдельных отраслей права. Большинством ученых (М.А. Аржанов, М.Н. Агарков, Д.М. Генкин, М.С. Строгович, В.С. Тадевосян, Н.Н. Поляниский, Е.А. Раввинский, С.С. Студеникин и др.) обосновывался лишь предмет правового регулирования.
В дальнейшем научная дискуссия по данному вопросу вновь активизировалась с середины 50-х гг. XX века в связи с началом масштабной кодификации законодательства в СССР. Основным итогом этой дискуссии можно считать обоснование рядом ученых (Н.Г. Александров, О.С. Иоффе, И.В. Павлов, М.Д. Шаргородский, Б.В. Шейндлин и др.) вывода, согласно которому в процессе исследования системы права следует учитывать не только предмет, но и метод правового регулирования в качестве, хотя и зависящего от предмета, но обладающего определенной самостоятельностью, необходимого критерия дифференциации права.
В отечественной правовой доктрине в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века ученые стали уделять больше внимания методу правового регулирования. Некоторые теоретики выступали за пересмотр подхода к пониманию системы права. Их можно условно разделить на три группы.
Первая группа ученых - В.Д. Сорокин, В.В. Лаптев, В.П. Шахматов, В.К. Мамутов, В. А. Ржевский - предлагали отказаться от метода правового регулирования как основания деления права на отрасли.
Вторая группа - В.Г. Беляев, В.Н. Кудрявцев и др. - полагали, что не следует искать в отраслях права ни специфический предмет, ни метод, а надлежит обратить внимание на иные признаки.
Третья группа - Р.З. Лившиц, И.А. Танчук и др. - отстаивали точку зрения, согласно которой «отраслей как таковых в праве нет», вследствие чего необходимо сосредоточить внимание на рассмотрении вопросов системы законодательства и отрасли законодательства.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие и структуру системы международного права.
Задачи:
1) рассмотреть системность и понятие системы международного права;
2) определить предмет системы международного права и международные отношения;
3) раскрыть основные подходы к выделению других критериев системы международного права;
4) проанализировать фрагментацию международного права как одну из тенденций развития системы международного права.
- Системность и понятие системы международного права
1.1. Понятие системы международного права
Понятие «система права» отличается от понятия «правовая система». Применительно к последнему определению можно выделить два основных подхода в отечественной правовой доктрине: одни ученые (например, профессор Ю.А. Тихомиров) в качестве элементов правовой системы называют «цели и принципы правового регулирования; основные разновидности правовых актов и их объединения; системообразующие связи, обеспечивающие взаимодействие этих элементов и целостность системы».
Другие ученые (например, профессора В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев, В.П. Казимирчук) в качестве элементов правовой системы выделяют «правовые нормы, институты и принципы; юридические учреждения; правовое сознание и правовую культуру; правотворчество, правореализацию в формах применения, использования, соблюдения и исполнения права, правопорядок».
Однако правовая доктрина имеет и более широкое, фактически неограниченное, толкование правовой системы. Она включает такие аспекты, как система предупреждения правонарушений и социального контроля, система правовой информации и правовой коммуникации и т.д.
Из вышесказанного ясно, что понятие «правовая система» шире, чем понятие «правовая система».
Исходя из существующих теоретических обобщений в отечественной правовой доктрине, можно сделать вывод, что право в целом представляет собой единую и последовательную систему, состоящую из взаимодействующих друг с другом элементов (ветвей и институтов). И каждая отрасль имеет свои элементы.
Возникает законный вопрос: применимо ли это обобщение к международному праву как к автономной правовой системе?
Доктрина международного права расходится в этом вопросе. Например, профессор В. Фридман лишь констатирует, что «классическая система международного права в современных условиях развивалась во многих новых областях».
Профессор С. Гоффман, применяя системный подход в изучении сущности международного права, ограничивается изучением, так называемых стабильных нереволюционных систем в международных отношениях, которые, по его мнению, присущи, соответственно, трем видам международно-правовых отношений: праву на политическом уровне; праву взаимности; праву сообщества.
Выдающийся международный ученый Шарль де Вишер критикует так называемый формально-правовой метод. Он пишет, что «сведение всей совокупности межгосударственных отношений к нормам, основа и система которых не зависят от их социального содержания, приводит к общей искаженной картине, которую по праву назвали «общегосударственным правовым монизмом».
Некоторые известные западные международные юристы обычно обходят вопрос о системе международного права. Например, в своем многотомном курсе международного публичного права С. Руссо посвящает большую часть первого тома источникам международного права, не затрагивая вопрос о системе международного права в целом. Такой же пробел имеется в солидном курсе профессора Парижского университета права, экономики и общественных наук Нгуен Кво Дина.
В науке международного права сложилось, по меньшей мере, три подхода в определении системы международного права.
Первый поход характеризуется построением системы международного права по примеру российской правовой системы - система права складывается из норм права, институтов права (институт международно-правовой ответственности, институт территорий в международном праве, институт мирных средств разрешения международных споров и др. - общесистемные институты; отраслевые институты - институт территориального моря в международном морском праве, институт защиты прав беженцев в международном гуманитарном праве и др.), подотраслей права (подотрасль «право войны», подотрасль «право мира» в международном гуманитарном праве и др.), отраслей права (право международных договоров, право международных организаций, право международной безопасности, дипломатическое и консульское право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное атомное право, международное уголовное право и процесс).
Второй подход характеризуется построением системы по видам источников права. Нормы права являются основой системы, включающей международное договорное право и международное обычное право.
Третий подход является наиболее предпочтительным и характеризуется наличием следующих элементов: нормы права как основы системы, основополагающих принципов международного права (их 10 - семь из них закреплены в Уставе ООН (1945 г.) и три в Заключительном акте ОБСЕ (1975 г.)» которые развиваются в отраслях международного права.
Под системой международного права понимается нормативный орган, состоящий из элементов, образующих международное право как целостный, последовательный и интегративный нормативный орган.
Мы предпочитаем широкое понимание, поскольку международное право и его система существенно отличаются от внутренней правовой системы.