Введение
- Теоретические аспекты законодательного регулирования на рынке банковских услуг
2.Анализ законодательных основ банковского регулирования
- Полномочия Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора
- Проблемы законодательных основ банковского регулирования на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников
Государственное регулирование банковской деятельности в настоящее время в значительной степени определяет происходящие изменения в составе и структуре банковского сектора России, динамике обеспеченности банковскими услугами населения и организаций. Предметом исследования стали изменения в лицензировании в результате перехода к пропорциональному регулированию кредитных организаций.
Актуальность темы обусловлена тем, что российская практика развития банковской деятельности сталкивается с препятствиями, связанными с несовершенством ее нормативно-правовой базы.
Цель исследования – анализ законодательных основ регулирования на рынке банковских услуг.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты законодательного регулирования на рынке банковских услуг;
- проанализировать законодательные основы банковского регулирования;
- охарактеризовать главные проблемы законодательных основ банковского регулирования на современном этапе развития.
Используя такие методы научного исследования, как формально-юридический, логический, метод правового моделирования и анализа, авторы указывают на противоречия, возникающие при применении банковского законодательства; отсутствие системного подхода в отношении кредитных организаций, определения статуса Центрального банка, четкого законодательного закрепления отдельных понятий, что существенно осложняет деятельность финансовых институтов; несовершенство конституционно-правового регулирования рынка банковских услуг и т. д. Результатом исследования является.
1. Теоретические аспекты законодательного регулирования на рынке банковских услуг
Мировые финансовые кризисы последних десятилетий подтолкнули многие страны пересмотреть и переоценить роль института регулирования правовых взаимоотношений государства в сфере банковской деятельности, так как произошедшие события выявили огромное количество проблем и трудностей в данном секторе.
Изучив, вопросы затронутой темы, и проанализировав исследования разных авторов, необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев прослеживается тенденция обзора общих проблем финансового сектора страны, его развития, а также его роль в развитии экономики страны.
Вместе с тем гораздо в меньшей степени уделено внимание изучению положения современного государственного правового регулирования финансового сектора страны.
Тем временем имеющиеся методы, применяемые государством, выявили неблагоприятное воздействие на конъюнктуру данного сектора экономики. Возникла потребность в реформировании системы правового государственного регулирования финансового сектора экономики и создании в России модернизированной модели надзора с учетом международного опыта.
Особенная роль банковской системы в экономике страны порождает необходимость наиболее пристального внимания со стороны государства. Цели и задачи при выборе курса государственного регулирования финансового сектора напрямую связаны с политической ситуацией и динамикой экономического и социального развития страны, а методы регулирования могут меняться в зависимости от потребностей.
Управление государством в данной сфере осуществляется в правовой форме, через соответствующие изданные и утвержденные законодательные и нормативные акты. В настоящее время регулирование происходит на двух основных уровнях. С одной стороны, регулируются процессы, связанные с финансово-кредитными отношениями.
В связи с этим воздействие государство осуществляет на все структурные элементы банковской системы. В рамках данных мероприятий применяются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и другие меры, напрямую или косвенно оказывающие воздействие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве.
С другой стороны, государственное регулирование финансового сектора экономики, проявляется в реализации непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов по созданию, организации, регистрации, лицензированию конкретных элементов банковской системы и осуществлению ими банковской деятельности [3].
В целях повышения финансовой стабильности банков, в том числе и региональных, требуются усилия и самих кредитных организаций и целесообразная и продуманная политика в области надзора и правового регулирования банковского сектора.
Сохранение всех банков, подтверждающих финансовую состоятельность и занимающих определенный рыночный сегмент, обеспечит необходимую конкуренцию на фондовом рынке, рынке ссудных капиталов и других сегментов финансового сектора экономики, что в свою очередь будет способствовать увеличению темпов роста национальной экономики.
Необходимо отметить, что особенность российской банковской системы связана с территориальной протяженностью, большим многообразием региональных банковских систем, входящих в состав национальной, и, отличающихся между собой масштабами деятельности, размерами, структурой.
Исходя из этого, при реализации задач, связанных с модернизацией финансового сектора экономики, в частности банковского, следует учитывать данное характерное качество банковской системы России.
В случае игнорирования специфики каждого отдельно взятого региона, потребностей его экономики в финансовых и банковских услугах, при проведении преобразований можно нанести непоправимый ущерб как отдельно взятой территории, так и экономике страны в целом.