Курсовая работа|Культурология

Художественная обработка текстильных материалов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 23

Введение

Глава I. Теоретические аспекты художественной обработки текстильных материалов

1.1 Исторические особенности художественной обработки ткани

1.2 Современные формы и средства текстильного искусства

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человек постоянно облачен в ткани одежд: он просыпается и засыпает, работает и отдыхает, живет и умирает, сопровождаемый тканью, она как вторая кожа всегда рядом, она постоянно включена в его жизнедеятельность.

Ткань-одежда создает тепло, уют, настроение, она может открыть или закрыть дверь в различные общественные места (так называемый «dress-code»), она рассказывает нам о своем хозяине, его культурной, социальной, национальной и религиозной принадлежности, о его привычках и предпочтениях, о темпераменте и увлечениях и о многом другом.

Всем известно древнее изречение, что «по одежке встречают», которое подтверждает значимость этого культурного явления. В условиях наблюдающегося в ряде регионов возрождения традиционной культуры коренных этносов, архаических пластов сознания традиционное искусство художественной обработки ткани приобретает новое значение.

Изучение истории и развития отечественной культуры художественной обработки ткани (ткачество, вышивка, набойка, роспись ткани (батик), лоскутное шитье, кружево и т.д.) дает возможность для прояснения ее связи с мировоззренческими основами духовной культуры, что делает обработку ткани важным духовно-материальным атрибутом культуры, хранителем культурно-художественной памяти нации.

Данный вид культурной деятельности человека отражает в себе изменения, происходящие в культуре. Культура обработки ткани позволяет исследователям выявить трансформации, происходящие в мире, а также установить некоторые инвариантные компоненты, которые лежат в основе создания представлений об устойчивости, упорядоченности и определенности.

Изменяющаяся действительность отражается в современных технологиях обработки ткани. Промышленное производство ткани, использование новейших научных разработок приводят к появлению новых форм, функций, видов ткани и методов ее художественной обработки.

Неизменным элементом в культуре художественной обработки ткани является ее украшение, декорирование. Все это особым образом проявлено в традиционной культуре и остается актуальным в современной культуре, одной из основных характеристик которой выступает визуальность.

Культура художественной обработки ткани в целостном виде еще не становилась предметом внимания культурологов. Общетеоретической же базой анализа культуры художественной обработки ткани стала деятельностная концепция культуры, развиваемая в работах Маркаряна Э.С., Давидовича В.Е., Драча Г.В., Жданова Ю.А., а также идеи Хабермаса Ю., Мак-Люэна М., Моля А. относительно социодинамики культуры и ее коммуникативной функции.

Объект исследования - взаимодействие традиционной и современной культуры обработки текстильных материалов.

Предмет исследования - методы художественной обработки ткани.

Цель курсовой работы – проанализировать историю и современность художественной обработки текстильных материалов.

Задачи:

1) рассмотреть исторические особенности художественной обработки ткани;

2) раскрыть современные формы и средства текстильного искусства.

 

Глава I. Теоретические аспекты художественной обработки текстильных материалов

1.1 Исторические особенности художественной обработки ткани

В наши дни, как и многие столетия назад, вокруг себя люди создают привычное окружение, которое поможет защитить человека от зыбкости мира. К таким вещам, которые могут выполнить эту функцию, вполне можно отнести полотно, ткань как защиту, оболочку или покров. Ткань постоянно окружает человека в его жизни: люди облачены в одежду: они засыпают и просыпаются, ходят на работу и посвящают себя отдыху, живут и умирают в окружении тканей, она, как вторая кожа, рядом всегда, постоянно присутствует в жизнедеятельности человека.

Ткань в одежде призвана сохранять тепло, создавать уют, придавать определенное настроение, она может стать пропуском в конкретные общественные места (имеется ввиду так называемый «dress-code»). Ткань может рассказать о своем хозяине, о его социальной, культурной, религиозной и национальной принадлежности, поведать о его предпочтениях и привычках, об увлечениях и даже темпераменте, и о многом другом. В современных условиях в ряде регионов наблюдается возрождение традиционной культуры, в связи с этим традиционное искусство художественной обработки ткани начинает завоевывать новую роль.

Изучение культуры художественной обработки ткани, ее специфики и особенностей существования в современном мире, изучение традиций различных видов художественной обработки ткани (вышивка, ткачество, роспись ткани (батик), лоскутное шитье, набойка, кружево и др.) проясняет ее связь с основами мировоззрения человека, его духовной культурой. Это показывает важность художественной обработки ткани, как атрибута культуры, явления культурно-исторической памяти нации.

Культура художественной обработки ткани помогает исследователям выявить изменения, происходящие в мире, определить отдельные инвариантные компоненты, лежащие в основе существования представлений об определенности, устойчивости и упорядоченности.

Требования современной жизни отражается и на технологических особенностях обработки ткани. Производство ткани в промышленных условиях, применение новейших научных разработок ведут к появлению новых функций, форм, видов ткани, а также способов и методов ее художественной обработки. Постоянным требованием в эстетике художественной обработки ткани считается ее декорирование, украшение.

Культура обработки ткани – тема многогранная, поэтому ее различными аспектами занимаются этнологи, искусствоведы, археологи, историки, а также художники-практики декоративно-прикладного искусства.

Изучение художественной обработки ткани в русской искусстве и культуре: ткачество, прядение, изготовление одежды берет начало в XIX – начале XX века. Исследованием древнего ткачества и плетения на примере археологического текстиля в России стали заниматься с конца XIX века. В результате изучения древнего текстиля появился метод классического структурного анализа текстиля в археологии и этнографии (Ефимова,В.Г. О.И. Давидан, А. Нахлик, Л.В. Шапошников).

Проблемы ткачества и узорного прядения сталь объектом изучения исследователей Е.В. Арсеньевой, Н.П. Гринковой, А.Н. Курилович, Н.И Лебедевой, В.С. Молчанова, В.И. Смирнова, Е.Ф. Фурсова. В результате специальных этнографических исследований были найдены принципы восточнославянского ткачества и прядения, определена их роль в народной культуре славянской культуре. Искусством гобелена интересовались ученые Н. Бирюкова, Т.Т. Коршунова, С.М Мурызина.

Особо следует отметить монографию Н.Н. Соболева «Очерки по истории украшения тканей», которая посвящена истории тканей.

Одним из основополагающих элементов в культуре художественной обработки ткани является орнамент. История происхождения и развития орнамента огромна и разнообразна, но особенности развития этого культурного феномена в современной культуре считается не до конца изученным в наши дни. Орнаменты и народные узоры чаще всего рассматриваются в качестве определенного исторического этапа развития изобразительного искусства. Историческим особенностям развития искусства орнамента посвящены исследования Л.М. Буткевич, Т.М. Соколовой, В.В. Стасова, И.Тэна и др. Особое значение для эстетики орнаментального искусства имеет работа М. Кагана «О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории», в которой орнаменту отводится роль прикладного вида искусства, декора, украшения изделий, произведений декоративно-прикладного искусства.

Культура и эстетика художественной обработки ткани является особым видом деятельности человека, который направлен на создание изделий из ткани, соответствующих не только функциям обычных бытовых нужд, но и потребностям эстетического наслаждения.

«Художественная обработка ткани понимается как творческая деятельность по законам красоты, направленная на изготовление изделий из ткани, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, вышивка, батик, кружево и т.д.) с использованием ручного и промышленного производства, а также современных компьютерных технологий».

В историческом развитии искусства обработки тканей каждая эпоха оставляла свой отпечаток. Кроме того, в разных культурах художественная обработка ткани показана в разнообразии форм, видов, методов: набойка, ткачество, ковроткачество, роспись ткани (батик), вышивка, лоскутное шитье, кружево и др. Для разных времен и народов характерным является преобладание конкретного способа или разновидности обработки ткани, который представляет собой особую культурную форму. Традиционными формами обработки ткани считается ткачество, кружевоплетение, шитье, отделка ткани декорированием и др.

  1. Асалханова М.В. Из истории текстильного искусства // Царскосельские чтения. 2013. №XVII.
  2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М., 2008.
  3. Журавлева И.В., Коновалова М.В., Куликова М.А. Колорирование текстильных материалов. Учебное пособие для вузов. М., 2007.
  4. Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
  5. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы. – М.: Народная газета, 2004. – 236 с.
  6. Константинова С.С. Техники изобразительно искусства. Рид, 2004.
  7. Крут С. Роспись по ткани. Батик. С-П., 2000.
  8. Масалова Е.В. Батик в интерьере. Рид.,2006.
  9. Масалова, Е.В. Культура художественной обработки ткани: традиции и современность. – Автореферат. – 2007.
  10. Митрофанова Н. Ю. Переосмысление традиционных текстильных техник в современном дизайне. Cross Stitch-style // Материалы Второй международной научно-практической конференции «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика». СПб.: СПГУТД. 2018. С. 339-344.
  11. Митрофанова Н. Ю. Портрет и текстиль. Раздвигая границы жанра // Материалы научно-практической конференции МОСХ России «Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве». М.: «ТДДС - Столи-ца-8», 2018. С. 46-64.
  12. Митрофанова Н. Ю. Лицо. Изнанка // Декоративное искусство. 2018. № 1/218. С. 56-61.
  13. Митрофанова Н.Ю. Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. №1 (60).
  14. Наумов Б.В. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. М., 1986.
  15. Перевертень Г.И.. Самоделки из текстильных материалов. М., 1990.
  16. Савицкая В. Превращение шпалеры. М.: Галарт, 1995. 138 с.
  17. Салман Ю.Э. Специфика авторской росписи тканей конца ХХ века /научный сборник. М., 2002.
  18. Соболев, Н.Н.Очерки по истории украшения тканей [Текст] / Н. Н. Соболев. - Москва ; Ленинград : Academia, 1934. - 433 с., 5 л. ил. : ил.; 25 см. - (Искусствоведение/ Под общ. ред. А. В. Луначарского и Абрама Эфроса).Школа и производство // Научно-методический журнал. – 2008. - №4. – С.23-32.
  19. Текстильная скульптура. Новые возможности «Старого» материала // Новое искусствознание. 2019. №3.
  20. Уваров,В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 2000. - 414 с.
  21. Хакимова, Г. А. Методический материал по художественной обработке ткани на занятиях творческих кружков / Г. А. Хакимова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). - Казань : Молодой ученый, 2020. - С. 38-43.
  22. Цветкова Н.Н. Искусство текстиля XXI В. : направления развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4.
  23. Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М. 2015. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2022 год 29 стр.
Художественная роль окказионализмов в творчестве М. И. Цветаевой

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское