Введение
- Понятие и значение изучения этимологии в начальной школе
- Виды этимологических упражнений и заданий для начальной школы
Заключение
Список литературы
Реферат|Русский язык
Авторство: Kristina
Год: 2021 | Страниц: 17
Введение
Заключение
Список литературы
В области обучения русскому языку перед учителями начальных классов стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности младших школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.
Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология - раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.
Этимологический анализ слова поддерживает и развивает интерес к русскому языку в целом, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания в силу возрастных особенностей младших школьников.
Цель работы – проанализировать понятие и возможность использования этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
1) раскрыть понятие и определить значение изучения этимологии в начальной школе;
2) проанализировать виды этимологических упражнений и заданий для начальной школы.
К 6-7 годам ребенок начинает пользоваться языком для повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые ситуации, которыми овладел в дошкольный период. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, эмоций, мыслей, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала.
Данный факт объясняется тем, что словарный запас учащихся начальных классов беден, а уровень речевого развития – низок. Таким образом, необходимо обогащать словарный запас учащихся и формировать умения строить логически последовательную речь [5, с. 40].
Основным средством обогащения словарного запаса учащихся как начальной, так и средней школы является словарная работа, объект которой – слова, «трудные» для учащихся не только в орфографическом, но в семантическом плане. Анализ практики использования в современной школе приемов словарной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует опора на знание этимологии.
Этимология, по общему признанию, является один из древнейших отделов языкознания, основателем которого считаются древнегреческие философы.
По мнению итальянского языковеда В. Пизани, начало этимологии положено в диалоге Платона «Кратил», в котором осуждается природа названия вещей: «присуще ли вещи ее собственное имя, неизменное, прирожденное, изменяя которое мы допускаем ошибочное наименование ее, или же каждое употребление людьми является результатом договоренности и не принадлежит по природе обозначаемой вещи» (Пизани, 1966) [10, с. 64].
Спор этот определил цели и направления всех последующих этимологических изысканий, суть которых позднее выразил латинский грамматист Варрон (116-27 гг. до н.э.): для него этимология – это часть грамматики, которая изучает, «почему и откуда явились слова» (Пизани, 1966).
В трудах древнегреческих философов появился и сам термин «этимология», составленный из двух греческих слов: etumon – «истина»» и logos – «слово, учение». Следовательно, древнейший смысл термина «этимология» - слово, учение об истине. Истиной древние философы считали первоначальное значение слова, то есть значение, которое слово имело в момент возникновения. Таким образом, в древности (античные времена) этимологией назвали учение об «истинном», то есть первоначальном значении слова [1, с. 96].
Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.
Этимология – это раздел науки о языке, изучающий происхождения слов. Кандидат филологических наук В. Славкин, определил круг деятельности этимологии:
- Выяснение закономерных фонетических соответствий в различных языках.
- Выяснение закономерных изменений в лексическом, фонетическом, семантическом составе слов на разных этапах развития языка.
- Выяснение особенностей развития словообразовательной структуры слов данного языка.
- Выяснение особенностей бытования слов в языке (когда возникло, как вошло в язык, какие периоды пережило в своей жизни) [3, с. 6].
Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или «народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется.
Таким образом, народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения.
Этимологический анализ слова, по трактовке З.А. Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения [9, с. 216].
По трактовке Л.Л. Касаткина, этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение, прежние словообразовательные связи. Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола «маять», со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.
Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!