Введение
Глава 1. Жизнь и творчество Жорж Санд
- Биография Жорж Санд
- Литературная деятельность Жорж Санд
Глава 2. Анализ романа Ж.Санд «Лелия»
2.1. Роман «Лелия» - своеобразная автобиография Ж.Санд
2.2. Концепция творчества в романе
Заключение
Библиография
Жорж Санд - это писатель мировой величины, известность которого давно перешагнула национальные границы. В центре произведений Жорж Санд - личность со сложным внутренним миром. Писатель уделяет пристальное внимание психике, мыслительным процессам, чувствам и переживаниям своих героев, анализирует внутренние мотивы их поступков. Одним из основных достоинств прозы писателя является переориентация с «типичного персонажа» на отдельного человека как личность с индивидуальным восприятием мира и бытия.
Имя Жорж Санд стечение почти полувека — от 30-х до 60-х гг. XIX в. — было для русской и западной интеллигенции синонимом женской независимости, передовых идей, мечтаний о пересоздании общественного строя, стремлений к идеальной справедливости и братству. Начав свою литературную деятельность в дни побед французской романтической школы, продолжая ее в годы расцвета буржуазного реализма, С. определила свое место в литературе, не примыкая к литературным группировкам, но неся в своем творчестве следы современных ей передовых течений философии, политики, искусства. В ее жизнь в искусстве вплетены и дружба с Сент-Бёвом, и близость с Мюссе, и благоговейная преданность Ламенне; она сотрудничала с Пьером Леру, проповедовала учение Сен-Симона, училась политической агитации у Мишеля де Буржа и мечтала о возрождении Польши с Мицкевичем. Бурный опыт ее личной жизни, ее смелая независимость, столь необычная для женщины современного ей буржуазного общества, придавали особое обаяние ее пламенной и зажигающей пропаганде свободы чувства, ее борьбе за социальные и политические права исторически обездоленных классов.
Роман «Лелия» впервые был напечатан в 1833 году. У этой книги долгая и сложная история. «Лелия» имеет два совершенно различных варианта, 1833 и 1839 года (во всех собраниях сочинений обычно печатается окончательный вариант романа 1839 года). Роман вызвал большой интерес, многочисленные критики изощрялись в отождествлении персонажей романа и отдельных ситуаций с биографией самой Жорж Санд и близких ей людей.
Цель работы – проанализировать особенности творчества Жорж Санд (на примере романа «Лелия»).
Достижение указанной цели возможно с помощью следующих задач:
1) Изучить биографию и литературную деятельность Ж.Санд;
3) охарактеризовать роман «Лелия» как своеобразную автобиографию Ж. Санд;
4) проанализировать концепцию творчества в романе Ж. Санд «Лелия».
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЖОРЖ САНД
Жорж Санд (фр. George Sand, настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен (фр. Amandine Aurore Lucile Dupin); 1 июля 1804 — 8 июня 1876) — французская писательница.
Отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному роду, ведущему происхождение от герцога Морица Саксонского. Мать была из крестьянской семьи, из-за чего аристократическая семья отца недолюбливала Жорж Санд. Детство провела в Ногане (Nohant в Берри), среди деревенской обстановки. Училась Жорж Санд в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования вернулась в Ноган.
В 18 лет вышла замуж за барона Дюдевана, родила двоих детей. В 1831, разойдясь с мужем после 8 лет супружеской жизни, Жорж Санд поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои изящные работы, затем занялась литературным творчеством. Первый самостоятельный роман ("Индиана"), опубликованный под псевдонимом Жорж Санд, появился в 1832. Истории многочисленных увлечений Жорж Санд, одними из героев которых являлись Альфред де Мюссе и Фридерик Шопен, были не менее знамениты, чем ее литературные романы. Путешествие Жорж Санд и Альфреда де Мюссэ в Венецию, их романтическая любовь, длившаяся недолго, но принесшая много горя им обоим, впоследствии отразилась на творчестве писательницы и на стихотворениях Мюссэ, появлялась в письмах и воспоминаниях. Увлечение Шопеном, с которым Жорж Санд ездила на остров Майорку, чтобы вылечить его от чахотки, было столь же кратковременно[1].
В 40-е годы принимала участие в издании социально-утопических, левореспубликанских журналов и газет, поддерживала рабочих поэтов. Являлась представительницей романтической школы, сторонницей социалистических идей. Принимала участие в Февральской Революции 1848. Июнь 1848 разбил утопические иллюзии Жорж Санд, и она прекратила общественную деятельность. Конец жизни провела очень мирно в своем имении в Ногане, преданная заботам о своих внуках - детях Мориса Cанда. Умерла Жорж Санд 8 июня 1876, Ноан, департамент Эндр.
Обаянию Жорж Санд покорялись многие ее поклонники и друзья. С 40-х годов XIX века Жорж Санд была весьма популярна в России: ею восхищались В.Г. Белинский,А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский.
Среди произведений Жорж Санд - рассказы, романы "Роз и Бланш" (1831, совместно с писателем Жюлем Сандо), "Индиана" (Indiana, 1832), "Валентина" (Valentine, 1832), "Лелия" (Lelia, 1833), "Жак" (1834), "Мопра" (Mauprat, 1837), "Странствующий подмастерье", 1840), "Орас" (1841 - 1842), "Диалоги о поэзии пролетариев" (1842, статья), "Консуэло" (1842 - 1843), "Мельник из Анжибо" (1845), "Грех господина Антуана" (1845), "Чертова лужа" (1846), "Франсуа-найденыш" (1847 - 1848), "Маленькая Фадетта" (Petite Fadette, 1848 - 1849), "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (Jean de la Roche, 1859), "История моей жизни" (1854 - 1855)[2].