Курсовая работа|История

Возникновение письменности в Китае

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Зарождение письменности в Китае

1.1. Исторические предпосылки возникновения письменности в Китае

1.2. Общая характеристика возникновения письменности в Китае

Глава 2. Особенности становления и развития письменности в Китае

2.1. Особенности возникновения алфавита и иероглифов

2.2. Формирование иньского письма

Глава 3. Дальнейшее развитие письменности в Китае

3.1. Чжоуское письмо как этап эволюции китайской письменности

3.2. Каллиграфия как апогей развития древнейшей письменности в Китае

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Китайская иероглифическая письменность – исключительное явление среди современных письменностей. Это единственная иероглифическая письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни. Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций – на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Китае, Центральной Америке, исчезли, оставив после себя немногие памятники. И только китайская иероглифическая письменность на протяжении всей своей истории смогла приспособиться к меняющимся условиям развития китайской цивилизации и оставаться сложным, но приемлемым для Китая средством письма.

Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку важнейшее историческое значение возникновения китайской письменности продолжает оказывать влияние на формирование современной культуры и искусства различных стран.          

Целью данной работы является рассмотрение процесса возникновения письменности в Китае и его исторического значения.

Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:

- рассмотрение исторических предпосылок возникновения письменности в Китае;

- анализ особенностей становления и развития письменности в Китае;

- рассмотрение отдельных видов письменности в Китае и их исторического значения.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является процесс возникновения письменности в Китае, предметом же исследования выступает исторический характер становления и развития письменности.

 

Глава 1. Зарождение письменности в Китае

1.1. Исторические предпосылки возникновения письменности в Китае

Новые потребности государства обусловили поиск унифицированной системы письменности, которая могла бы стать обязательной для всех провинций. Воз­никшая в Ханьской империи манера иероглифическо­го письма сохранилась с небольшими изменениями вплоть до конца существования империи, то есть до 1911 года[1]. Расширение торговых и культурных контак­тов с народами Индии и Центральной Азии, начавше­еся примерно с 120 года до н. э., привело к появлению в китайских текстах множества заимствованных слов, потребовавших новых знаков, что привело, в свою оче­редь, к внесению значительных дополнений в китай­ский письменный язык.

Не менее важным новшеством, повлиявшим на распространение письменности, стало то обстоятель­ство, что был изобретен способ изготовления деше­вой бумаги. Это позволяло оперативно вести пере­писку, составлять научные трактаты и поэтические тексты. Введение бумаги в широкий обиход способ­ствовало повсеместному распространению письменности[2].

Пока искусством письма владели немногие из­бранные члены общества, которых можно считать профессионалами, совершенствование его принци­пов не имело решающего значения. Повсеместное распространение письменности быстро привело к рационализации и унификации ее приемов, а иног­да и к ликвидации местных различий и диалектных особенностей.

Китайская система письма основывалась не на использовании ограниченного числа знаков, обозна­чающих звуки речи или части слов, а на огромном количестве иероглифов, каждый из которых обозна­чал предмет или абстрактное понятие. Первоначаль­но иероглифы просто накапливались, но со време­нем они начали упорядочиваться. Поэтому историю китайской иероглифической письменности принято разделять на два периода.

Первый, завершившийся примерно к 1500 году до н. э., характеризуется постепенным увеличением их числа. Необходимость письменного выражения большого количества абстрактных понятий привела к образованию огромного числа новых иероглифов, кроме тех почти 3000 знаков, которые уже использовались к 202 году до н. э. В первый китайский сло­варь, представленный трону в 121 году группой пи­сателей и ученых ханьского периода, вошло более 9000 иероглифов. Правда, в повседневной жизни та­кое количество не употреблялось.

На мой взгляд, второй процесс был связан с развитием средств, предназначенных для письма, и относился к техниче­ским приспособлениям. В первое тысячелетие суще­ствования письменности китайцы гравировали иероглифы на различных твердых поверхностях, сначала на раковинах или на кости, позже на бронзе. Начиная примерно с 300 года до н. э. или, возможно, чуть рань­ше техника письма изменилась[3]. Гравировка уступила место рисованию или начертанию иероглифов на шел­ке или дереве. И наконец пришло время бумаги. Все перемены обуславливались насущной потребностью использования письменности в государстве и развити­ем образования.

Чтобы более детально представить эти процессы, обратимся к доимператорским временам. Первые ки­тайские надписи содержатся на гадательных костях или на раковинах, которые использовали для предска­заний. Прежде чем начать какое-нибудь важное дело, например, военную кампанию, постройку дворца или охоту ни диких зверей, правители царства Шан (1500 – 1000 годы до н. э.) обычно советовались с невидимы­ми сверхъестественными силами.

Выступавший в качестве посредника жрец готовил кусок раковины черепахи или кость священного жи­вотного, просверливая в нужном месте отверстие. По появлявшимся на нагретых раковинах или костях тре­щинам он делал выводы, будет удачным затеянное ме­роприятие или нет. Затем жрецы записывали вопросы и полученные ими ответы, а иногда добавляли к ним короткое описание произошедшего.

Некоторые из использовавшихся символов оказа­лись пиктограммами, то есть схематичными рисунками предметов, таких, как «солнце», «лошадь», «де­рево». С помощью других отражали идеи или абст­рактные понятия (три горизонтальные прямые линии символизировали число «три»). Если жрецам требо­валось выразить более сложные идеи или обозначить слова из разговорной речи, то приходилось придумы­вать дополнительные значки, которые нельзя было показать с помощью нарисованной картинки или абстрактного символа.

В некоторых случаях они пользовались имевши­мися в языке знаками по принципу омонимии. Так, для обозначения слова «1а1» («приходить») использо­вали символ пшеницы, который также произносит­ся как «лай». Поскольку подобные совпадения были хорошо известны, точный смысл написанного уста­навливали из контекста.

Были и другие приемы, разработанные китайски­ми писцами задолго до наступления ханьского пери­ода. Иногда отдельные иероглифы образовывались путем соединения двух или более пиктограмм, так что их значение было легко определить посредством ассоциативных связей, так что читатель легко улав­ливал смысл. Написанные рядом иероглифы со зна­чением «дерево» обозначали «лес». Сочетание иерог­лифа «дерево» и иероглифа, выражающего «солнце», передавало понятие «восток», то есть ту сторону горизонта, откуда поднималось солнце

По моему мнению, наиболее ранними памятниками древнекитайской письменности являются иньские гадательные надписи XIV – XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. На мой взгляд, между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения[4]. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иероглифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой – на приблизительное значение. На мой взгляд. эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя звучание слова, имели дополнительный смысловой детерминатив.

  1. Авдиев В.И. История древнего Востока / В.И. Авдиев. – М.: Высшая школа, 2011. – 607 с.
  2. Алексеев П.В. Культурология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев – М., «Просвещение», 2014. – 608 с.
  3. Аникин Д.А. История религии: конспект лекций / Д.А. Аникин. – М.: Юрайт, 2011. – 182 с.
  4. Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс: учебное пособие / М.М. Борисевич. – М., 2010. – 376 с.
  5. Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристъ, 2013 г. – 356 с.
  6. Гриненко Г.В. История культурологии: учебник / Г.В. Гриненко – 2-е изд., испр. и доп. – М., «Юрайт», 2014. – 685 с.
  7. Данилевский И.Н. Источниковедение / И.Н. Данилевский. – М.: «Наука», 2013. – 702 с.
  8. Дойель В.А. Поиски памятников письменности / В.А. Дойель. – М.: Наука, 2012. – 256 с.
  9. История древнего Востока / Под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 2013. – 534 с.
  10. История зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. – М.: Норма, 2014. – 480 с.
  11. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. – М.: Наука, 2013. – 594 с.
  12. Культурология: учеб. пособие / Под ред. М.Я. Ленсу – Минск: Аст, 2013. – 448 с.
  13. Культурология: учеб. пособие / Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Гражданин, 2013. – 800 с.
  14. Павленко Н.А. История письма / Н.А. Павленко. – М.: Высшая школа, 2012. – 239 с.
  15. Пронштейн К.Ю. История и лингвистика / К.Ю. Пронштейн. – М.: Феникс, 2012. – 314 с.
  16. Радугин А.А. Введение в языкознание / А.А. Радугин. – М.: Юрист, 2014. – 304 с.
  17. Чепурнова Н.М. История зарубежных стран / Н.М. Чепурнова. – М.: Юрайт, 2012 г. – 398 с.
  18. Черниловский О.М. Всеобщая история / О.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 2014 г. – 412 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское