Курсовая работа|Финансы

Теория потребительского поведения: практическое применение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты потребительского поведения

1.1 Основные теории потребления

1.2 Типы поведения потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя 

1.3 Потребительский рынок и основные теории потребления

Глава 2 Модель покупательского поведения. Характеристики, влияющие на покупательское поведение

2.1 Процесс принятия решения о покупке

2.2 Бюджетные ограничения и покупательная способность

2.3 Реакция потребителя на изменение дохода и цен

2.4 Потребительское поведение россиян в период кризиса 2018-2019 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

         В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности.

         Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.

         Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

         Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров.

         В современной литературе потребности подразделяют на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными подразумеваются насущные потребности в пище, одежде, жилище. Вторичные связаны с интеллектуальной, творческой деятельностью человека – образование, искусство, развлечения.

         Потребности людей в материальных благах, услугах постоянно видоизменяются и обновляются по мере развития человеческой цивилизации.      Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д.

         Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов.

         Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

         Потребители товаров и услуг– это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги.

         Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.

         Нарастающая интенсивность конкуренции глобализующихся рынков закономерно обращает интересы производителей товаров и услуг в разных странах к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования этих механизмов для достижения своих целей.

         Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг. В данной работе будут рассмотрены факторы, обусловливающие спрос.Эта проблемы представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты – минимальными?

         Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

         Цель курсовой работы- исследовать теорию потребительского поведения.

         Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты потребительского поведения;

- выявить типы поведения потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя;

- изучить модель покупательского поведения;

- проанализировать процесс принятия решения о покупке;

- рассмотреть реакцию потребителя на изменение дохода и цен;

- выполнить анализ потребительского поведения россиян в период кризиса 2018-2019 года.

         Объект курсовой работы- потребители продукции.

         Предмет курсовой работы- методы анализа поведения потребителей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за­ключения, списка используемых источников.

          Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты потребительского поведения»рассмотрены основные теории потребления; типы поведения потребителей и факторы, влияющие на поведение потребителя; потребительский рынок.

Во второй главе «Модель покупательского поведения. Характеристики, влияющие на покупательское поведение» рассмотрены процесс принятия решения о покупке; бюджетные ограничения и покупательная способность; изученареакция потребителя на изменение дохода и цен; проанализировано потребительское поведение россиян в период кризиса 2018-2019 года.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы и предложения.

 

Глава1. Теоретические аспекты потребительского поведения

1.1 Основные теории потребления

Теория потребления являет собой основополагающую концепцию в сфере микроэкономики. Ее цель - изучение различных экономических решений.          Приоритетной областью исследования является процесс потребления частными экономическими агентами[3,c.176].

Следует начать характеристику теории потребления с основ. Базовым допущением в рассматриваемой концепции считается принцип удовлетворения нужд. Заключается он в том, чтоагент, то есть субъект процедуры потребления, стремится к удовлетворению собственных нужд материального и нематериального характера.

По сути, сам процесс получения желаемых благ являет собой основной смысл экономической деятельности. Чем лучше это удается субъекту, тем больше будет пользы. В свою очередь, само понятие пользы (полезности) играет особую роль в экономике.

Это необходимое условие для приобретения предметом меновой стоимости, то есть ценности. Чем ценнее будет товар, тем больше нужд конкретного человека будет удовлетворено[8,c.20].

Вторым основополагающим элементом в теории потребления является предпочтение. Субъекты сферы потребления обладают личными предпочтениями и желаниями, соответствующими их характеру и личностным особенностям.

Все они отличаются друг от друга. Сами предпочтения включены в особую иерархию. Это говорит о том, что экономические агенты ставят некоторые блага выше других, то есть придают им повышенную или пониженную полезность. Та же схема действует и с сочетаниями благ, то есть группами предпочтений.

Одной из основ теории потребления является функция полезности. Это соотношение между числом используемых благ и вытекающей из них полезности. Если же речь идет о сочетаниях материальных или нематериальных благ вкупе с полезностью, то изображение их будет исполнено в форме кривых безразличия[11,c.89].

Альтернативным вариантом к поиску выбора потребителя является подход найденных предпочтений. Этоопределенные желания людей, сведения о которых могут быть получены по итогам наблюдения за поведением и особенностями жизнедеятельности экономическогоагента.

Завершает структуру теории потребления рациональное поведение. Тут все достаточно просто: субъект сферы потребления старается в границах имеющегося бюджета достигнуть максимума в удовлетворении собственных нужд. Делает он это исключительно в свою пользу, достигаемую посредством использования благ.

Все возможные процессы потребления, имеющиеся у субъекта, расположены ниже бюджетной кривой. Так называют сочетание двух благ, кои потребитель способен купить, если его финансы обладают фиксированной величиной[6].

Отсюда вытекает допущение, что субъект поступает рациональным образом. Дополнительно указывается, что предложение и персональный спрос не оказывают никакого влияния нарыночные цены. Сами агенты способны изменять лишь число потребляемых благ.

Решения частных агентов составляют чуть ли не основное значение в теории потребления. Потребительский выбор делится на два типа: решение спроса и решение предложения. Начнем с характеристики первого элемента. На базе того бюджета, который имеется в распоряжении агента, формируется спрос нарынках по предоставлению различных благ.

Запрашиваемое их число зависит исключительноот того, какое именно сочетание благ может принести субъекту наивысшую пользу. Выборреализуется на базе рыночных цен на сами блага.

Анализ решений спроса позволяет обозначить персональные функции спроса. Они, в свою очередь, указывают на взаимосвязь между ценами и спросом. Отсюда, к слову, и берется понятие эластичности спроса по стоимости. Здесь же объясняется связь между доходом и спросом. Это эластичность спроса по доходу[15,c.54].

Разобравшись с основами рассматриваемой концепции, следует приступить к изучению базовых ее особенностей. Как известно, человек приобретает услуги и товары в процессе чуть ли не всей своей жизнедеятельности. Целей у данного процесса всего две: это удовлетворение базовых нужд и получение удовольствия.

Большую роль здесь играет выбор, который делает потребитель. В экономической науке еще давно было доказано, что на процедуру выбораоказывают влияние несколько факторов. Первая их группа именуется личностной.

Сюда входят такие понятия, как возраст, жизненный этап, заработок, объем имеющегося или потенциального бюджета, способность к заработку и прочее. По сути, именно группа личностных факторов оказывает наибольшее влияние на выбор человека.

На втором месте расположена группа психологических факторов. Сюда входит способность к избирательному запоминанию, навык анализирования, возможность трезвогооценивания ситуации и многое другое.

Некоторые специалисты указывают на то, что личностные, то есть психологические особенности в большей мере влияют на выбор в сфере получения удовольствия[14,c.58].

Последние две группы именуются культурной и социальной. Тут все просто. На человекаоказывает сильнейшее влияние внешняя среда, а в особенности общество. Опираясь наособенности окружающего мира, человек делает тот или иной выбор.

Все обозначенные выше вопросы решаются в экономике в рамках теории потребления. Данной теорией изучаются принципы и основные особенности рационального поведения людей в сфере предоставления услуг и товаров. Объясняется также, как человек способен сделать выборрыночных благ. В исследовании теории потребительского потребления сделали свой вклад многие ученые-экономисты.

Это исследователи институционально-социологического направления, представители «экономики развития», некоторые историки и даже марксисты. Последние, к слову, сформировали свою теорию, где особым образом обозначили проблемы благосостояния.

Так или иначе, в самой теории остается множеством нерешенных и попросту спорных вопросов. Традиционное изучение рассматриваемой концепции предполагает исследование потребления в качестве закономерного процесса по утилизации благ, со своей структурой иособыми принципами движения[17,c.57].

В основе актуальной концепции находится ряд важных методологических принципов. Каждый из них следует подробноразобрать и охарактеризовать далее. Первый принцип - это потребительский суверенитет и свобода выбора. Можно подумать, чтоосновными субъектами в системе потребления являются производители.

По сути, именноони определяют структуру и объем производства, а также обладают возможностью оказания влияния на уровень цен для услуг и товаров. Результатом же их эффективной деятельности является возможность приобретения прибыли.

В подобных условиях допускается производство только тех товаров, что могут быть реализованы нарынке по стоимости, что превышает производственные издержки. На этом моменте в экономической теории потребления акцент смещается с области производства к потребительской среде. Допустим, покупатель отдает за товаропределенную денежную сумму[13,c.67].

  1. Абрамова К. А. Внедрение программ лояльности /К. А. Абрамова // Управление магазином. - 2018. - № 10. - C. 6-23.
  2. Акулич М. П. Клиент прав почти всегда = Как предсказать будущие потребности клиентов / М. П. Акулич // Новый маркетинг. - 2016. - № 11-12. - С. 101-103.
  3. Антонова Н. В. Психология потребительского поведения, рекламы и PR [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Антонова, О. И. Патоша. – Москва: ИНФРА-М, 2017. - 325 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792429 (дата обращения: 12.03.2020 г.)
  4. Багоцци Р. П. Социальная психология потребителя: учеб. пособие / Р. П. Багоцци, Ц. Гёрхан-Канли, Й. Р. Пристер. - Москва: Академия, 2008. - 270 с.
  5. Бочарова А. Потребительское поведение в кризис / А. Бочарова // Управление магазином. - 2017. - № 7. - C. 51-55.
  6. Братилова А. В. Психология общества потребления [Электронный ресурс] / А. В. Братилова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2017. -№ 14. - С. 335-338. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34996389 (дата обращения: 18.03.2020 г.)
  7. Вологина О. Магазин глазами покупателя / О. Вологина // Управление магазином. – 2017. - № 2. – С. 40-43.
  8. Дементьева И. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения [Электронный ресурс] / И. Н. Дементьева // Проблемы развития территории. - 2018.- № 1(93). - С. 122-132. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=32383585 (дата обращения: 21.03.2020 г.)
  9. Дзинько Т. Сравнивай, не сравнивай... = Расчет и эмоции в принятии решений о покупках / Т. Дзинько // Новый маркетинг. - 2016. - № 11-12. - С. 97-99.
  10. Драганчук Л. С. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов / Л. С. Драганчук. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
  11. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / И. А. Дубровин. - Москва: Дашков и К, 2018. - 279 с.
  12. Еленев К. Эмоции клиентов: на чем не стоит экономить ритейлеру / К. Еленев // Управление магазином. – 2014. - № 6. – С. 28-30.
  13. Измайлова М. А. Психология и этика торговли: учеб. пособие / М. А. Измайлова. - Москва: Академия, 2019. - 176 с.
  14. Как покупают люди // Современная торговля. – 2018. - № 9.- С.56-65.
  15. Коробейников В. Психология потребителя: что изменилось за последние годы / В. Коробейников // Управление магазином. – 2018. - № 10. – С. 51-58.
  16. Лаптева И. П. Подходы к оценке факторов потребительского поведения [Электронный ресурс] / И. П. Лаптева, Л. Н. Трусова, Е. Н. Гришина // Статистика и Экономика. - 2018. - Т. 15. -№ 3. - С. 30-39. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147372 (дата обращения: 24.03.2020 г.)
  17. Олещенко Ю. Продажи и чувства: Как использовать эмоции для роста покупок в вашем магазине / Ю. Олещенко // Управление магазином. – 2015. - № 1. – С. 55-58.
  18. Посыпанова О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей [Электронный ресурс]: монография / О. С. Посыпанова. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 296 с. (дата обращения: 27.03.2020 г.)
  19. Соломон М. Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке: науч. изд. / М. Р. Соломон; ред. В. Е. Момот. - Москва; Санкт-Петербург; Киев: DiaSoft, 2016. - 784 с.
  20. Статт Д. Психология потребителя / Д. Статт. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 448 с.
  21. Розанова, Н. М. Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00173-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451257 (дата обращения: 20.04.2020).
  22. Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08979-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449619 (дата обращения: 20.04.2020).
  23. Экономика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. М. Пищулов [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02993-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437464 (дата обращения: 20.04.2020).
  24. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449290 (дата обращения: 20.04.2020).
  25. Одегов, Ю. Г. Экономика труда : учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 387 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07329-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450001 (дата обращения: 20.04.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы
2019 год 41 стр.
Курсовая Классическая теория финансов
antiplagiatpro
Курсовая работа Финансы
2021 год 19 стр.
Теория финансов с позиции И.Х. Озерова, профессора МГУ
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское