Введение
- Теоретико-методологические аспекты взаимодействия коммерческой организации с внешней средой
1.1. Понятие и характеристика внешней среды коммерческой организации
1.2. Методы анализа внешней среды
- Анализ и повышение эффективности взаимодействия коммерческой организации с внешней средой (на примере ПАО «М.Видео»)
2.1.Организационно-экономическая характеристика ПАО «М.Видео»
2.2. Анализ внешней среды ПАО «М.Видео»
2.3. Оценка взаимодействия ПАО «М.Видео» с внешней средой
2.4. Разработка и эффективность мер по совершенствованию взаимодействия ПАО «М.Видео» с внешней средой
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что любое предприятие на определённом этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотра дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства и т.д. Анализ внешней среды представляет собой инструмент, с помощью которого разрабатывается стратегия контроля внешних факторов предприятия для предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей.
На предприятие, функционирующее на рынке в процессе своей деятельности, оказывают влияние множество факторов внешней среды, которые вызывают положительные, нейтральные и негативные изменения в его деятельности. Задачей менеджмента предприятия является своевременное реагирование на эти изменения. Для этого нужна совершенная методика оценки состояния предприятия, которая обеспечивала бы быстрое реагирование на изменения, корректировки процессов, контроль за ходом их выполнения.
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии развития единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии маркетинга для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др. Определение стратегии развития для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии маркетинга и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии. В самом общем виде стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести её к цели.
Цель исследования данной курсовой работы – провести теоретический и практический анализ взаимодействия коммерческой организации с внешней средой.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Изучить понятие и характеристику внешней среды коммерческой организации;
- Рассмотреть методы анализа внешней среды ;
- Дать организационно-экономическую характеристику ПАО «М.Видео»;
- Провести анализ внешней среды ПАО «М.Видео» ;
- Дать оценку взаимодействия ПАО «М.Видео» с внешней средой;
- Разработать меры по совершенствованию взаимодействия ПАО «М.Видео» с внешней средой и определить их эффективность.
Объект исследования – ПАО «М.Видео».
Предмет исследования – внешняя среда ПАО «М.Видео».
Информационную базу данной курсовой работы составляют различные исследования отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента, практические рекомендации специалистов по разработке стратегии маркетинга организации, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчётности предприятия.
Методы, использованные в исследовании: анализ, синтез, обобщение, статистический метод, метод группировок, метод сравнений, абстрактно-логический метод и другие.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии развития внешней среды как в ПАО «М.Видео», так и в других организациях.
Структура данной курсовой работы обусловлена целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия коммерческой организации с внешней средой
1.1. Понятие и характеристика внешней среды коммерческой организации
Среди современных западных и отечественных теорий можно выделить ряд направлений, которые рассматривают понятие «среда функционирования организации» и соотношение «среда-организация» с разных взглядов. Существует много концепций среды функционирования организации, но каждая из них в определенной степени основывается на выделении отдельных приоритетов в деятельности организации и не учитывает всех факторов.
Различия во взглядах на структуризацию внешней среды организации и многоаспектность подходов отражают сложность и неоднозначность этой категории.
Внешняя среда организаций, которые функционируют в отдельных отраслях, имеет свою специфику. Исследованию внешней среды организаций посвящены работы выдающихся зарубежных ученых, а именно: М. Альберта, И. Ансоффа, В. Афанасьева, М. Мескон, Р.Уотермена, Ф.Хедоури, Д. Томсона, Н. Парахина, Г. Холла, Л. Ушвицкого, Е.Уткина и др. Особенности внешней среды государственных учреждений и организаций освещены в работах Х. Рейне, Ф. Доббин, Ф. Селзник[3].
В современной научной литературе не существует единого мнения относительно содержания и структуры категории «внешняя среда организации».
Анализируя подходы отечественных авторов к понятию «внешняя среда организации» как к экономической категории, можно сделать вывод об отождествлении понятий «среда организации» и «среда функционирования организации» [4]. В то же время такое отождествление не является корректным в методологическом плане.
С точки зрения содержания этих понятий мы предлагаем трактовать их следующим образом.
Среда организации представляет собой экономическую категорию, которая отражает совокупность внешних и внутренних факторов прямого и косвенного воздействия, определяющие деятельность организации.
Среда функционирования организации – это экономическая категория, отражающая совокупность внешних факторов прямого и косвенного воздействия, не находящихся в пределах прямого непосредственного воздействия со стороны организации.
Таким образом, критерием разграничения этих понятий выступает возможность организации непосредственно влиять на ту или другую среду функционирования [14].
На сегодня, к сожалению, анализ внешней среды – не совсем обычная деятельность для отечественных предприятий. Однако овладение приемами и методами анализа – одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями предприятий, поскольку параметры среды функционирования организации – это уникальная комбинация факторов, которые находятся в постоянном движении [7].
Внешняя среда организации является источником получения организацией ресурсов, необходимых для ее существования.
Под внешней средой организации понимают совокупность элементов, которые окружают ее и оказывают на ее деятельность существенное влияние. Анализ внешней среды организации предполагает анализ ее микроокружения (непосредственного окружения) и макроокружения (опосредованного окружения).