Введение
- Проблема соотношения материи и сознания
2.Человек и душа
3.Смысл жизни
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 20
Введение
2.Человек и душа
3.Смысл жизни
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы.
Вечными вопросами философии обычно называют категорию вопросов, которая на протяжении долгих лет не теряет своей актуальности и постоянно поднимается в философских теориях, трудах философов, а также исторических трактатах. Вопросы, относящиеся к данной категории, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому они и называются вечными.
Современная философская мысль находится в состоянии кризиса, причина которого - в бурных социально-политических и духовных коллизиях последних десятилетий. Этот кризис проявляется в концепции распредмечивания и в функциональной концепции философии. Обосновывая актуальность анализа проблемы предмета общетеоретической философии трудно сказать нечто большее, чем уже сказано З.А. Каменским: «Ситуация в современной философии обострилась до предела, и вот почему проблемы философской пропедевтики, и, в частности, предмета философии, всегда важные для философии, приобретают сейчас для нее поистине судьбоносное значение - быть или не быть»?. В философской литературе содержание понятия философии не получило достаточно полного раскрытия, хотя специальных работ по этому важному вопросу написано немало. Поэтому актуальность выбраной темы определяется задачей дальнейшего развития философского знания.
Правильное понимание предмета общетеоретической философии имеет решающее значение для понимания природы и смысла философского познания, философского вопрошания. Сейчас, когда наметилась тенденция интеграционных процессов во всех сферах жизни и возникают, естественно, общие тенденции в формировании мировоззренческих установок, обусловливающих потребность в определенной целостности философского знания, вопрос о его предмете стоит особенно остро.
Вопрос, постоянно приобретающий характер гамлетовской дилеммы: быть или не быть философии, а также все более возрастающий интерес к ней побуждают специалистов к анализу предмета и природы философского знания. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли Сократ, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, В. Дильтей, X. Ортега, К. Ясперс, М. Хайдеггер, отечественные философы Вл. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев, Б.В. Яковенко, А.Г. Лосев и др. Труды этих философов имеют большое, теоретико-познавательное значение для изучения проблем предмета философии и ее специфики.
В некоторых работах новой волны анализ предмета философии дает возможность ближе подойти к ее тайнам, наметить пути, раскрывающие специфику философского знания.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности вечных вопросов философии.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены следующие задачи: 1) изучить проблему соотношения материи и сознания; 2) рассмотреть понятие человека и души; 3) охарактеризовать особенности категории смысла жизни человека.
1. Проблема соотношения материи и сознании
К числу самых фундаментальных проблем философии принадлежит проблема соотношения материи и сознания. Несмотря на свою кажущуюся отвлечённость, она имеет немало специальных, весьма конкретных научных следствий. Философский подход к её решению волей-неволей детерминирует общий идейный каркас научной концепции, так или иначе затрагивающей сознание.
Согласно данным современной науки, в сверхгигантском мироздании планета Земля, на которой обитает человек, по своей массе является ничтожно малой величиной. Из всего живого, что существует на Земле, лишь человек осмысливает мир своего бытия и свое место в этом мире. В процессе такого осмысления человек увидел, что его сознание, дающее оценку всему сущему, есть самое загадочное явление во всей действительности. Благодаря сознанию человек превратился из обитателя живой природы в преобразователя мира, созидателя искусственной сферы своего обитания, которая не может возникнуть естественным путем. Современный человек сделал первые, но значительные, шаги по овладению космосом.[1]
Именно творческая сторона человеческой духовности вот уже 2,5 тыс. лет служит предметом спора выдающихся мыслителей-философов по проблеме сущности духовности вообще и человеческого сознания – в особенности. Этот спор активно продолжается и в современной философии. Поскольку сознание человека, несомненно, играет главную роль во всей его жизнедеятельности, то проблема сознания стала объектом самых жарких дискуссий, как в философии, так и в различных направлениях науки. Свое особое место в этом споре занимает религия, исходящая из реального бытия творческой, всемогущей, сверхъестественной духовной силы, т.е. Бога. Фактически полемика сводится к признанию или непризнанию объективного существования духовной реальности вне и независимо от сознания человека. В этом суть извечного противостояния основных философских направлений: материализма и идеализма.
Сознание человека оказалось столь сложным и многогранным, что его стало практически невозможно объяснить посредством методологии какой-то одной науки. Если сознание способно раскрыть самые глубинные сущностные связи и отношения всего объективного мира, то ему так же присуще все, что есть в этом мире. Не случайно проблему сознания, наряду с философией, рассматривают такие конкретные науки как: биофизика, биохимия, нейрофизиология, психология, психиатрия, педагогика, юриспруденция, информатика, кибернетика и многие другие. В связи с этим сложились большие трудности в оценке сознания как единого феномена, попытке дать ему какое-то цельное определение и раскрыть сущностные характеристики.[2]
В современной научной литературе имеется множество разработок по самым различным аспектам проблемы сознания, что само по себе имеет большую научную ценность. Стремление нейрофизиологов раскрыть механизм деятельности головного мозга проясняет суть процессов его функционирования. Биофизики и биохимики много сделали для выяснения природы взаимосвязи организма на молекулярном уровне со средой обитания, в том числе происходящих физико-химико-биологических процессов в нервной системе. Особенно большой вклад в изучение сознательных процессов внесли психологи, педагоги, юристы, специалисты в области информатики и кибернетики. Новой стороной к проблеме сознания повернулась быстро развивающаяся генетика. Нет сомнений, в каждой из разработок есть свое рациональное зерно, имеющее значение для более углубленного понимания сознания.
Новейшие открытия науки и сама жизнь подтверждают или опровергают те или иные концепции.[3]
Ясно, что с позиций разнонаправленных дисциплин, невозможно иметь цельное представление о сознании, в силу большого разнообразия проблемного поля и различия методологических подходов к оценке сущностных характеристик этого сложного явления. Вместе с тем, поскольку только философия вырабатывает предельно общие методологические принципы объяснения действительности, то именно философии и свойственно вырабатывать предельно общие понятия, такие как материя, сознание, движение, пространство, время и т.п. Но все дело в том, какие методологические принципы берутся той или иной философией на вооружение. Решение этой задачи зависит от решения основного мировоззренческого вопроса. Нравится он сегодня кому-то или нет, но его нерешенность ведет к эклектике в оценке любой действительности, в том числе и такого явления как сознание.
В отличие от конкретных наук, философии свойственны элементы трансцендирования. По этой причине философия в своих общих выводах способна выходить за пределы наличного опыта. Эта способность и порождает множество подходов в оценке действительности, даже таких прямо противоположных, как материализм и идеализм. Но всякая философская гипотеза, как и в конкретных науках, требует своего подтверждения. В противном случае философское знание остается иллюзорным. Однако доказательства тоже могут быть либо чисто умозрительными, либо опирающимися на данные науки, подтвержденные человеческой практикой. И хотя научно можно обосновать далеко не все философские положения, тем не менее, в философии обнаруживаются общие тенденции развития научных обоснований, которые и позволяют представить общую картину действительного мира и его состояние в настоящий момент. Думается, что та философская концепция может рассчитывать на достоверность, которая в наибольшей степени опирается в своих обобщениях на науку и человеческую практику. Другого пути для обоснований и доказательств не существует.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!