Введение
- История возникновения глубинной психологии
- Понятие психоанализа
- Ключевое сожержание учения о психоанализе
- Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма
- Основные приемы и методы психоаналитической терапии
Заключение
Список использованной литературы
Психоанализ (происходит от немецк. Psychoanalyse) — это психологическая теория, которая разработана в конце 19 — начале 20 века австрийцем неврологом по образованию Зигмундом Фрейдом. Это достаточно влиятельная методика лечения различных психических расстройств, основанная на данной теории. [1] Положения психоанализа расширялись, критиковались и развивались в разных направлениях, главным образом бывшими коллегами З.Фрейда, Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом, а позднее нео-фрейдистами, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Стек Салливаном и Жаком Лаканом.
Основу психоанализа составляют следующие положения:
- человеческий опыт, познание, поведение определяются во многом внутренними, иррациональными побуждениями (влечениями);
- влечения главным образом бессознательны;
- желание осознать данные влечения ведут к психологическому сопротивлению в виде защитных механизмов;
- индивидуальное развитие, кроме структуры личности, опосредовано случаями из раннего детства;
- конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям: неврозу, невротическим чертам характера, страхам, депрессии;
- освободиться от влияния бессознательного можно лишь путем его осознания (к примеру, при сопутствующей профессиональной помощи [2]).
Современный психоанализ в широком смысле слова включает свыше 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению отличаются так же сильно, как и сами эти теории. Понятие также означает метод исследования детского развития.
Классический психоанализ З.Фрейда означает специфический тип терапии, при котором анализирующий (аналитический клиент) поговаривает мысли, в виде свободных ассоциаций, фантазий и снов, при помощи чего аналитик пытается выдвинуть гипотезу о бессознательных конфликтах, которые являются причинами симптомов и проблем характера клиента, и интерпретирует их для клиента, с целью поиска стратегии решения проблемы. Суть психоаналитического лечения главным образом включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и влечений клиента.
Теория критиковалась и продолжает критиковаться с разных точек зрения, прямо до утверждения, что психоанализ не что, иное, как псевдонаука, но он в настоящее время достаточно широко практикуется. Психоанализ вместе с тем имеет место и в философии, и в гуманитарных науках, в художественной и литературной критике в качестве дискурса, метода интерпретации и философской концепции [9].
Сегодня, как и всегда отзывы коллег и ученых о З. Фрейде достаточно противоречивы. Здесь легко найти все: и преклонение, и ненависть, и слепое следование каждому слову, и полное отрицание. Почему же психоанализ на протяжении почти сотни лет выступает как мишень для нападок и предмет восхищения? Объясняется это, прежде всего, его работами, которые изменили облик психологии 20-го столетия, они осветили фундаментальные вопросы устройства внутреннего мира человека, ее переживаний и побуждений, конфликтами между ее желаниями и чувством долга, иллюзий представлений о самом себе и окружающих.
Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа З.Фрейда. В связи с этим мы ставим следующие задачи:
- рассмотреть психоанализ, историю создания;
- проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;
- сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;
- выяснить ключевые понятия учения;
- провести анализ фактов, отличающих психоанализ от других направлений психологической науки [15].
Психоанализ выступает фундаментальным учением, как в психотерапии, так и в самой психологии, поскольку тут открывается вся глубина психики и сознания человека. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «подноготную» личности человека. На глубинной психологии основано много направлений, такие как постфрейдизм и другие. З.Фред дал более развернутую структуру человеческой личности, показал все мотивы, комплексы, патологии человека, о которых большинство ученых не подозревали. Помимо этого, в число заслуг З.Фрейда входит метод, который до сих пор используют многие психиатры, излечивающий истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, что если бы не было Фреда, то его надо было бы выдумать.
1. Исторический экскурс глубинной психологии
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от гештельтпсихологов и бихевиористов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, путем образования более тесного ее союза с другими науками, которые имеют дело с психическими явлениями, к примеру с медициной.
Заслуга Фрейдизма в том, что он стремился заполнить психологические пробелы в знаниях о человеческой личности при помощи новой жизненной правды. Путем создания теории, основанной на получении информации, полезной в решении практических, главным образом психотерапевтических задач. Именно поэтому З.Фрейд начал свои научные взыскания как раз с анализа психотерапевтической практики и только потом преобразил накопленный опыт в психологическую теорию [3].
Психология в психоанализе снова получила живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако будучи увлеченным собственными теоретическими заключениями (большинство из которых, как оказалось далее, не имели в своей основе статистически верной фактологической основы), З.Фрейд все дальше отходил от эмпирической реальности к области психологических фантазий, что привело к отказу от многих из его идей как со стороны здравомыслящих ученых, так и со стороны учеников З.Фрейда.
Судьба психоаналитического учения в дальнейшем и отношение к нему в различных странах складывались противоречиво. Поначалу все, кроме ближних учеников и последователей З.Фрейда, отнеслись к нему довольно скептично. Затем учение привлекло к себе сторонников из Германии и Австрии, нашло последователей в Европе, и США, где оно по-прежнему остается популярным.
Отечественные психологи в первые годы советской власти также проявляли интерес к нему, усмотрев в данном учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. Далее, в 30-х годах, вместе с ограничениями психологических исследований, и началом некомпетентного и довольно сильного идеологического давления на психоанализ, особенно усилившегося после выхода постановления ЦК ВКП (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение З.Фрейда [2].